История и философия науки. Контрольные вопросы к экзамену

Работа, на которую не указана цена, не добавляется в Корзину. Чтобы сделать заказ работы, которая не добавляется в Корзину, оформите заявку с помощью формы "Заказать работу" или "Заказать:" диплом, курсовую, практику, реферат либо напишите заявку на drug-studenta@mail.ru. В заявке укажите адрес страницы с интересующей Вас работой либо тему работы.  

Содержание

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра Философии и социологии
История и философия науки

Контрольные вопросы к экзамену
1. Возникновение науки: условия и предпосылки.
2. Античная наука: этапы развития и основные достижения. Особенности античного типа научности.
3. Средневековый этап развития науки. Западная и восточная ветви ср едневековой науки.
4. Возникновение современной науки в Западной Европе: исторические условия и социокультурные предпосылки.
5. Классический этап (XVII-XIX вв.). Формирование классической научной картины мира, гносеологии и методологии классической науки.
6. Конец XIX - начало XX вв. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках.
7. Неклассическая наука: онтология, гносеология и методология.
8. Постнеклассический этап развития науки (последняя треть XIX в. - по настоящее время).
9. Будущее науки. Сосуществование и интеграция сформированных ранее типов научности: классического, неклассического, постнеклассического.
10. Основные концепции исторического процесса.
11. Предпосылки и основы научно-технической цивилизации.
12. Особенности современного мира. Возрастание масштабов и глобальный характер человеческой деятельности. Проблемы и противоречия современности.
13. Оценки науки в культуре. Сциентизм и антисциентизм.
14. Рационализм как философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
15. Внерациональное. Иррационализм как философское направление, ограничивающее возможности разума в жизни и познании.
16. Рационализм-антирационализм: социально-поведенческий, социокультурный, гносеологический и онтологический уровни дилеммы.
17. Рациональное и внерациональное в человеческой психике.
18. Элементы иррационализма в методологии науки.
19. Период формирования современной философии, его основные тенденции.
20. Основные ориентиры современной философии: принципиально антиметафизическая установка.
21. Отказ от классической субъект-объектной дихотомии в теории познания.
22. Рационалистическая ориентация: философия неокантианства, прагматизм и неопрагматизм, постпозитивизм и философия науки, нео- и постмарксизм.
23. Иррационалистическая ориентация: философия жизни, феноменология, герменевтика, экзистенциализм, постмодернизм.
24. Особенности отечественной философской традиции.
25. Русский духовный Ренессанс начала 20 века и его влияние на современную философию.
26. Субъективно-персоналистское мировоззрение и его особенности.
27. Религиозное мировоззрение. Основы религиозного мировоззрения и плюр ализм интер пр етаций.
28. Научное мировоззрение. «Три точки зрения на человеческое познание».
29. Взаимодополнительность мировоззрений и возможности синтеза.
30. Идея развития в истории философии и науки.
31. Универсальная эволюция: эволюция в космосе, эволюция живого, эволюция человека, социальная и культурная эволюция.
32. Коэволюционная стратегия. Идея коэволюции и единство биосферы.
33. Понятие знания и познания. Основные философские интерпретации познания: эссенциализм, скептицизм и инструментализм, гипотетический реализм.
34. Особенности научного знания. Многообразие научного знания.
35. Структура научного знания.
36. Основные идеалы научного знания. Идеал научности как комплекс познавательных ценностей и норм.
37. Неявное знание. Знание и умение.
38. Обыденное знание. Особенности обыденного знания.
39. Миф. Интерпретации мифа: аллегорическая, психологическая, структуралистская и др.
40. Паранауки. Проблемы демаркации науки и паранауки.
41. Классическая кумулятивистская модель развития науки.
42. Эволюционная теория развития науки.
43. Концепция парадигм и революций в науке Т. Ку на.
44. Научные революции в истории науки и их трактовки.
45. Мифология и рационалистический способ мышления.
46. Стратегии развития науки и природа научной истины.
47. Наука и ценности. Виды ценностей: когнитивные и социальные ценности.
48. Стратегии, ценности и проблема принятия, отвержения и выбора научных теорий.
49. Основные модели взаимосвязи философии и науки.
50. Редукционизм и два его основных варианта: метафизика (натурфилософия) и позитивизм.
51. Позитивизм: наука - единственно рациональный и самодостаточный вид познания.
52. Диалектическая концепция соотношения философии и науки.
53. Наука как важнейший социальный институт современного общества.
54. Познавательный горизонт и культурные ресурсы научного исследования.
55. Наука как имманентная часть инновационной деятельности.
56. Научно-технический потенциал (НТП), его основные составляющие, методы их измерения и оценки.
57. Научный текст. Специфика и логическая структура научного текста.
58. Научная свобода и социальная ответственность ученого.
59. Этико-правовое регулирование профессиональной деятельности ученого.
60. Человек как объект научных исследований и новые этико-правовые проблемы в науке второй половины XX века.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
10.1. Рекомендуемая литература: а) Основная литература:
1. Бранский В.П., Пожарский С.Т. Глобализация и синергетический историзм. СПб., 2004;
2. Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки. СПБ., 2009. 3.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
4.Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.
4. Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. СПб., 2001.
5. Кун Т. Структура научных революций. М. М., 2001.
6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 2008.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
8. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2009.
б) Дополнительная литература:
(указывается в соответствии с ГОСТ 7.1—2003 библиографическое описание изданного учебно-методического документа, в т.ч периодического, изданного, как правило, за последние 5 лет)
1. Бернал Д.. Наука в истории общества. М., 1956. 2.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). М., 1987.
3. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. - М., 1989.
4. Ильин В.В. Наука. Философия и методология науки. СПб., 2002 Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.,1990.
5.Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М.,1971
6. Конт О. Дух положительной философии. -СПб.,2002
7. Келле В.Ж. Наука как компонент социальная системы. М., 1998.
8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
9. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.;
10. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
11.Огородников В.П., Филиппов Г.Г. Логика. Законы и принципы правильного мышления. СЗАГС, 2002;
12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
13. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1991.
14. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии науки. М.: Прогресс, 1990
15. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.


Назад в раздел
Цена:  
В корзине

Работа, на которую не указана цена, не добавляется в Корзину. Чтобы сделать заказ работы, которая не добавляется в Корзину, оформите заявку с помощью формы "Заказать работу" или "Заказать:" диплом, курсовую, практику, реферат либо напишите заявку на drug-studenta@mail.ru. В заявке укажите адрес страницы с интересующей Вас работой либо тему работы.

X
Обратная связь
Отправлено.