Несовершенная конкуренция и рыночная власть

Работа, на которую не указана цена, не добавляется в Корзину. Чтобы сделать заказ работы, которая не добавляется в Корзину, оформите заявку с помощью формы "Заказать работу" или "Заказать:" диплом, курсовую, практику, реферат либо напишите заявку на drug-studenta@mail.ru. В заявке укажите адрес страницы с интересующей Вас работой либо тему работы.  

Содержание

Раздел «Микроэкономика»
Дисциплина: «Экономическая теория»

Тема: Несовершенная конкуренция и рыночная власть.
    
Ранее изученная модель рынка совершенной конкуренции позволяет говорить о том, что далеко не всегда её предпосылки реализуются на практике. Многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм. Поэтому более адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции , полнее охватывающая экономическую систему общества.
При изучении первого вопроса: «Степень развитости конкуренции и основные типы рыночных структур» прежде всего необходимо усвоить понятие, виды субъектов и источники (причины) несовершенной конкуренции. Её характерным признаком, в отличие от условий совершенной конкуренции, является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы. Обдумайте положение о том, что несовершенная конкуренция не уничтожает интенсивного соперничества на рынке, которое может принимать множество различных форм. Ответьте на вопрос: почему при характеристике совершенной конкуренции ничего не говорится о соперничестве?
Изучению особенностей несовершенной конкуренции может способствовать таблица 10.1 «Структурно-логических схем» к теме.
Поскольку монополистическая конкуренция и олигополия являются предметом следующей темы курса, сосредоточьте внимание на уяснении проблем функционирования фирмы-монополиста. Началом этому как раз и призвано служить изучение и обсуждение второго вопроса нынешнего занятия - «Содержание и основные черты чистой монополии».
Для чего необходим анализ чистой монополии, если она встречается достаточно редко? Так же как и в отношении совершенно конкурентной фирмы, важно понимать, как может вести себя фирма в двух крайних случаях: при очень большом числе конкурентов и при полном их отсутствии. Реальные же рыночные структуры оказываются в промежуточном положении между этими двумя крайними ситуациями, находясь ближе либо к совершенной конкуренции, либо к чистой монополии.
Уясните понятие и основные признаки чистой монополии, когда один продавец полностью контролирует отрасль. Другими словами, он является единственным производителем в данной отрасли и, кроме того, не существует отрасли, производящей близкие товары-заменители. В данном случае говорят о расширении границ фирмы до масштабов отрасли. Отсюда выпуск продукции монополистической фирмой необходимо сравнивать с выпуском продукции отрасли в условиях совершенной конкуренции. При этом кривая спроса на продукцию монополиста является рыночной кривой спроса на его товар.
Остановитесь на рассмотрении категорий «монопсония» и «двусторонняя монополия».
В работе над самым большим по содержанию третьим вопросом «Рыночная власть: ее источники и способы измерения. Равновесие фирмы-монополиста» целесообразно исходить из того, что монополия (чистая) выступает выражением самого крайнего случая несовершенной конкуренции, исключающего возможность вхождения в рынок данного товара другим производителям. Поскольку кривая спроса на продукцию, допустим, алмазодобывающей компании является убывающей, то: а) чем больше алмазов компания будет поставлять, тем ниже будет цена, которую она получит за каждый экземпляр; б) сокращая продаваемое количество алмазов, компания может повышать рыночную цену своей продукции: она обладает рыночной властью.
Уяснение этих процессов помогает раскрыть основные недостатки несовершенной конкуренции, это – снижение объемов выпуска продукции и назначение высоких цен.
Далее необходимо перейти к изучению монополистических рынков и выяснить, каким образом монополии выбирают объем выпуска, позволяющий им максимизировать прибыль. С помощью анализа таблицы издержек и доходов или графического построения убедитесь в верности утверждения: монополист максимизирует прибыль при таких значениях цены и объема выпуска, при которых предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC), а валовая прибыль (TP), как разница между общим доходом (TR) и общими издержками (TC), достигает максимума. При этом монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена – количество на эластичном отрезке. Поскольку цена превышает предельные издержки, фирма-монополист устанавливает более низкий уровень объема выпуска, нежели субъект совершенной конкуренции. Соответственно, излишек потребителя уменьшается, а излишек производителя возрастает.
Учитывая сказанное, нужно, однако, избежать неправильных представлений о поведении монополии. С этой целью заметьте: • монопольная цена - не самая высокая цена; • монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции; • чистая монополия не гарантирует экономических прибылей и вполне может столкнуться с убытками в краткосрочном периоде.
В завершение подготовки к обсуждению третьего вопроса следует уяснить показатели (индексы), применяемые для характеристики монопольной власти, наиболее известными из которых являются индекс Лернера и индекс Герфиндаля.
Рассматривая четвертый вопрос «Ценовая дискриминация в условиях рыночной власти монополии», проанализируйте сущность, формы проявления и последствия ценовой дискриминации (ценовой диверсификации), не обусловленной издержками производства, в том числе на примерах транзитивной экономики России и г. Москвы. Важным аспектом этой проблемы является выяснение условий, при которых возможна ценовая дискриминация, а также определение отраслей, наиболее восприимчивых к ценовой дискриминации.
И наконец, логическим завершением всестороннего освоения темы является изучение пятого вопроса «Анализ общественных издержек господства монополии», который на семинаре-практикуме предполагается обсудить на основе подготовки одним из студентов группы фиксированного выступления. Как и в работе над предыдущими вопросами, сначала обратитесь к уяснению его узловых проблем, освещенных на лекции по теме, а затем приступайте к углублению знаний на основе изучения рекомендованной к занятию учебной и научной литературы.
Важно убедиться в том, что социальные издержки, связанные с ограничением производства продукции монополиями, равняются накопленной сумме превышения предельной ценности над предельными издержками при движении от монопольного объема выпуска к конкурентному. При поиске ответа на возникающий здесь вопрос: почему же существует монополия (?), сосредоточьте своё внимание на рассмотрении таких явлений, как: экономия от масштаба производства продукции (естественная монополия); обладании одной фирмой контролем над редкими ресурсами или знаниями, защищенными патентами; государственном ограничении притока новых фирм в отрасль.
Разумеется, нельзя забывать и об антимонопольной политике государства. В этой связи рассмотрите меры административно-правового, административно-экономического и экономического регулирования государственными органами хозяйственной жизни общества (комплексное раскрытие этой проблемы см., например, в: Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М., «Юристъ», 2001. – С. 196).

II. Новые понятия и категории
Входные барьеры Монополия
Двусторонняя монополия Монопольная прибыль
Достоинства и недостатки Монопольная власть
монополии
Естественная монополия Монопсония
Индекс Лернера Несовершенная конкуренция
Индекс Герфиндаля Чистая (абсолютная) монополия
Монополистическая конкуренция Ценовая дискриминация

Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные свойства совершенной и несовершенной конкуренции и укажите их отличительные особенности. Почему существует несколько разновидностей несовершенной конкуренции?
2. Почему кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы горизонтальна, а кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон?
3. докажите, что пересечение кривых MR и МС обеспечивает максимизацию прибыли.
4. Может ли фирма иметь власть над рынком, не будучи чистым монополистом? Как можно добиться монопольной власти?
5. Может ли монополистическая фирма перераспределить в свою пользу весь потребительский излишек?
6. Всегда ли результатом существования монополии являются более высокие цены и более низкий объем производства по сравнению со свободной конкуренцией?
7. Объясните, в силу каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия, а на монопольном рынке существовать конкуренция?
8. Будет ли монополия производить товар на неэластичном участке кривой спроса?
9. В чем проявляется неэффективность монополии?
10. В чем смысл и значение антимонопольного регулирования? Какие антимонопольные законы вы знаете?

Тесты и контрольные задания

1. Из перечисленного ниже на рынке совершенной конкуренции отсутствует:
а) однородность продукции;
б) мобильность ресурсов;
в) реклама;
г) большое число покупателей;
д) большое число продавцов.

2. Чему равно численное значение МR, когда DD имеет единичную эластичность? Объясните свой ответ.

3. Покажите, что максимизирующий прибыль монополист никогда не будет функционировать на неэластичном по цене участке кривой спроса.

4. Производители растворимого кофе и других продуктов, продаваемых в супермаркетах, часто вкладывают в упаковки с продуктами купоны, дающие потребителям право на скидку в случае будущих покупок. Большинство этих купонов не используется. Объясните, почему использование купонов может быть формой ценовой дискриминации.

5. Существование монополий вызывает споры среди экономистов. Для ограничения размеров избыточных прибылей монополистов были предложены следующие меры:
а) единовременный налог на монополию;
б) фиксированный налог на единицу выпуска;
в) установление максимальной цены на рынке.
Рассмотрите эти предложения с точки зрения цели, т. е. повышения эффективности производства и недопущения чрезмерно высоких прибылей.

6. Антимонопольное законодательство, действующее во многих странах мира, нацелено в первую очередь на обеспечение:
а) запрета монополий;
б) преимуществ покупателей;
в) конкурентных преимуществ фирм;
г) регулирования цен;
д) максимального выигрыша общества.

7. Патентная система США предоставляет изобретателям монопольные права на 17 лет. Выиграло бы общество, если бы срок патента был сокращен до 10 лет? Обсудите издержки и выгоды данного изменения.


Различные виды рыночных структур

Характерные черты    Совершенная конкуренция    Монополистическая конкуренция     
Олигополия    
Монополия
Количество фирм
в отрасли    Много производителей     Множество фирм    Малое количество фирм    Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой)

Тип продукции    Идентичная     Разнородная (гетерогенная) продукция    Однородная или с незначительной дифференциацией    Уникальная (гомогенная) продукция, не имеющая заменителей
Входные барьеры    Нет    Низкие    Обычно есть    Высокие
Контроль над ценой    Отсутствует    Слабый     Частичный    Значительный, но, как правило, регулируется государством
Примеры    Сельское хозяйство    Розничная торговля, производство одежды, обуви    Сталелитейная, химическая промышленность    Алмазы, телефонные сети, электро– и газоснабжение («естественные монополии»)
Основные направления антимонопольной политики государства

Микроэкономика заказать, на заказ
Экономическая теория заказать, на заказ


Назад в раздел
Цена:  
В корзине

Работа, на которую не указана цена, не добавляется в Корзину. Чтобы сделать заказ работы, которая не добавляется в Корзину, оформите заявку с помощью формы "Заказать работу" или "Заказать:" диплом, курсовую, практику, реферат либо напишите заявку на drug-studenta@mail.ru. В заявке укажите адрес страницы с интересующей Вас работой либо тему работы.

X
Обратная связь
Отправлено.