Поведение производителя в рыночной экономике

Работа, на которую не указана цена, не добавляется в Корзину. Чтобы сделать заказ работы, которая не добавляется в Корзину, оформите заявку с помощью формы "Заказать работу" или "Заказать:" диплом, курсовую, практику, реферат либо напишите заявку на drug-studenta@mail.ru. В заявке укажите адрес страницы с интересующей Вас работой либо тему работы.  

Содержание

Раздел «Микроэкономика»
Дисциплина: «Экономическая теория»

Тема 9. Поведение производителя в рыночной экономике.

    На поведение каждой фирмы влияет характер и тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т. д.
    В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции, а также олигополии. Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определение объема выпуска, который обеспечивает максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция – явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.
    Данная тема является продолжением, предлагаемые проблемы для обсуждения дают возможность определить некоторые пути эффективного функционирования производителя в рыночной экономике.

    Приступая к изучению первого вопроса: «Фирма в системе рыночных отношений. Природа фирмы» необходимо вспомнить процесс генезиса и эволюции одного из главного субъекта рыночной системы хозяйствования, которым является фирма (предприятие).
    Фирма - юридически самостоятельная предпринимательская единица. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.
    Фирма по отношению к входящим в ее состав единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно- технического прогресса.
    Внутренняя среда предприятия (фирмы) – это люди, средства производства, информация и деньги. Что является результатом их взаимодействия и какова роль факторов производственной деятельности в создании и функционировании субъекта рыночного хозяйствования?
    Внешняя среда, непосредственно определяющая эффективность работы предприятия: ее сущность, структура и социально-экономические последствия на состояние предпринимательской деятельности.
    Обозначьте, раскройте сущность основных задач действующего предприятия (фирмы). Необходимо при этом учесть, что задачи предприятия определяются: интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия и внешней средой. При рассмотрении проблем сравнительного преимущества и поведения производителя необходимо подвергнуть серьезному анализу системообразующие факторы хозяйствующего субъекта, которыми являются: кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, а также реализация функций индивидуального воспроизводства и обособление кругооборота капитала (ресурсов). Конкуренция, структурные изменения, изменения технологий и мобильность финансирования - факторы, которые существенным образом влияют на динамику предпринимательской структуры.

    Второй вопрос: «Закон убывающей предельной доходности и предельные издержки» необходимо рассматривать с учетом того, что в одной и той же отрасли действуют совершенно разные фирмы с разными масштабами, организацией и технической базой производства, что приводит к разным уровням издержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке. С учетом полученных знаний, на конкретном примере проведите анализ. Это даст возможность выявить «внешний предел» и состояние фирмы при этом.
    Напомним, что составной частью постоянных издержек является нормальная прибыль, как нормальная отдача от капитала, определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства.
    Если средние издержки ниже цены, то фирма при определенных объемах производства получит среднюю прибыль (наверное, более высокую, чем нормальная прибыль – почему?). И что будет, если средние издержки фирмы выше рыночной цены? Ответ на данный вопрос дает возможность понять сущность, источники и параметры предельных издержек и предельного дохода.

    Рассматривая содержание третьего вопроса: «Исследование экономической сущности предложения фирмы» необходимо ответить на вопрос, какой объем производства должен быть достигнут, чтобы обеспечить фирме максимальную прибыль при ограничениях в принятии решений, наложенных динамикой издержек фирмы и спросом на продукцию?
    Отвечая на этот вопрос, прежде всего, следует провести различия в рассматриваемых временных интервалах. Важно понять сущность краткосрочного и долгосрочного периодов вхождения новых производителей в отрасль и проанализировать разницу между валовым доходом и валовыми издержками.
    Однако на практике, когда фирма уже занимается производством, перед ней встает вопрос: что ей даст производство еще одной дополнительной единицы продукции? В какой пропорции расширение производства увеличит доход и издержки? Фирма будет сравнивать предельный доход и предельные издержки. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.
    Исходя из данных посылок, на конкретном примере проанализировать экономическую сущность предложения фирмы. Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях конкуренции.

    Четвертый вопрос: «Равновесие фирмы в условиях совершенной
конкуренции».
    Совершенная конкуренция-тип ранка, характеризуемый наличием продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого либо влияния на рыночную цену продукции; доступ на рынок свободный. Дайте характеристику основных признаков совершенной конкуренции.
    В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную структуру», подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремится. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Как вы думаете, почему?
    Условие равновесия фирмы можно сформулировать следующим образом: МС=МR MC – предельные издержки
MR - предельный доход.
    Любая фирма, добивающаяся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене.
     На конкретном примере из современной экономической ситуации формирования рыночных отношений в России рассмотрите сущность равновесия фирмы по производству и реализации сельскохозяйственной продукции.
    Соотношение предельных издержек и предельного дохода – это своего рода сигнальная система, которая информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Постройте графики предельных издержек фирмы; равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции; прибылей и убытков фирмы на рынке совершенной конкуренции и рассмотрите их социально-экономическую сущность с точки зрения производителя.


    Пятый вопрос: «Производственная функция и технологический выбор фирмы» целесообразно подготовить в виде фиксированного выступления, подготовку которого осуществляют под руководством преподавателя.
    При рассмотрении данной проблемы необходимо исходить из задач достижения безубыточности работы предприятия. Это зависит от многих факторов, в том числе от основных производственных функций, технологии производства, совершенствования кадрового состава фирмы (предприятия), от выбора оптимального объема производства и целесообразных темпов развития предприятия.
    При подготовке выступления требуется вспомнить сущность и структуру издержек фирмы, проблемы ценообразования и выбор оптимального объема производства, использование и распределение ресурсов фирмы, и анализ безубыточности предприятия (фирмы).

Основные термины и понятия
Антимонопольное законодательство – законы, запрещающие деятельность и укрепление монополий.
Амортизация – постепенное перенесение стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт.
Долгосрочный период – настолько длительный период, что у производителей есть достаточно времени для изменения всех факторов производства, используемых для изготовления продукта.
Избыточное предложение – разность между количеством товара, предлагаемым на рынке, и его объёмом, пользующимся спросом, когда предлагаемый товарный объем при данной цене превышает требуемый.
Издержки производства предприятия – денежные затраты прежприятия на потребленные в производстве средства производства и выплату заработной платы.
Кривая спроса на производственные ресурсы – кривая, показывающая, как изменяется объём требуемых производственных ресурсов с изменением цены на них при постоянстве всех прочих факторов спроса на эти ресурсы.
Метод « затраты – выпуск » - метод, который используется при анализе и прогнозировании процесса производства.
Несовершенная конкуренция – такой вид конкуренции, когда два или более продавца, каждый из которых имеет определенную степень контроля над ценой, конкурируют за продажи на рынке.
Предельный доход – изменение дохода в результате продажи дополнительной единицы товара.
Производство – процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения растущих потребностей и развития общества.
Равновесие производства – состояние, при котором любое производство достигает цели максимизации прибыли.
Совершенная конкуренция – такое состояние, когда много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цену.

Свободный вход (выход) – характеристика рынка, когда фирмы могут в любой момент начать (прекратить) операции на рынке.
Структура рынка – число покупателей и продавцов на рынке, доля их в объёме покупаемого и продаваемого товара, степень контроля за рынком и ценами.
Факторы производства – производственные ресурсы, включают природные, людские ресурсы, капитал и предпринимательство.
Функция издержек – отношение между объемом производства и его минимально возможными издержками.
Экономический человек – основной творческий субъект рыночной экономики, который имеет свободу выбора и принимает рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся условий , возможностей и информации в соответствии со своими индивидуальными предпочтениями, интересами и целями.

     Вопросы для самоконтроля и повторения

1.Назовите характерные черты совершенной конкуренции.
2.Какие существуют способы определения оптимального объема производства?
3.Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является важным при определении объема выпуска продукции фирмой в условиях всех рыночных структур?
4.Почему в условиях совершенной конкуренции графики цены, среднего и предельного доходов фирмы совпадают?
5.Когда достигается долгосрочное равновесие для фирмы в условиях совершенной конкуренции?
6.Какая главная задача предпринимателя?
7.В чем экономический смысл фирмы, предприятия?
8.Постоянные и переменные издержки производства, в чем смысл такого деления?
9.Назовите основные условия максимизации прибыли.
10.Каким образом эффективность производства связана с равновесной ценой?
11.Отражены ли издержки производства в кривой предложения?
12.Отражает ли равновесная цена альтернативные варианты использования ресурсов?
13.Опишите ситуацию равновесия, то есть рационального поведения потребителя в отношении спроса на факторы производства.
14.В чем сущность закона убывающей предельной доходности?
15.Предложение фирмы: сущность, виды, основные факторы влияющие на него.
16.Основные условия равновесия фирмы при совершенной конкуренции.
17.Что такое материальные блага и услуги?
18.Какова роль факторов времени в деятельности фирмы?

     Тесты и контрольные задания

1.    Кривая предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой ее предельных издержек на отрезке, лежащей выше кривой средних переменных издержек. Поясните это утверждение. Проиллюстрируйте графически.
2.    Постройте кривую долгосрочного предложения конкурентной отрасли.
3.    Определите валовой и предельный доходы фирмы при цене единицы продукции 100 руб. и выпуске ее от 1 до 8 ед. Начертите график валового, среднего и предельного доходов фирмы.
4.    На основании приведенных данных о средних постоянных и средних переменных издержках фирмы при различных объемах производства ответьте на вопросы: 1) будет ли фирма производить продукцию, если рыночная цена установится на уровне 110 руб.? 2) какой объем производства выберет фирма? 3) что станет ее задачей: максимизация прибыли или минимизация убытков? 4) как поступит фирма, если цена снизится до 32 руб., до 72 руб.?
Выпуск продукции, ед……1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Переменные издержки, руб. 90 170 240 300 370 450 540 640 750 870
Постоянные издержки составляют 200 руб. на ед.
5.    Приведите примеры организации предприятий как единоличного владения, партнерства, корпорации, бесприбыльной фирмы. Оцените оптимальность их организационной формы.
6.    Подберите статистические данные, характеризующие тенденции развития организационных форм предприятий в процессе рыночной трансформации экономики Российской Федерации: по размерам, по формам собственности.
7.    Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:
А) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);
Б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой ( да, нет)?
8.    В результате применения нового оборудования количество работников, занятых изготовлением товара, сократилось в 15 раза, а производительность их труда возросла в 3 раза. Определите, как изменился физический объем продукции.

Микроэкономика заказать, на заказ
Экономическая теория заказать, на заказ


Назад в раздел
Цена:  
В корзине

Работа, на которую не указана цена, не добавляется в Корзину. Чтобы сделать заказ работы, которая не добавляется в Корзину, оформите заявку с помощью формы "Заказать работу" или "Заказать:" диплом, курсовую, практику, реферат либо напишите заявку на drug-studenta@mail.ru. В заявке укажите адрес страницы с интересующей Вас работой либо тему работы.

X
Обратная связь
Отправлено.