Для чего нужен Единый терминологический словарь ЕГЭ по обществознанию

Просмотров: 83

21 сентября 2020

Задания для ЕГЭ по обществознанию разрабатывает госучреждение «ФИПИ», учредитель - Рособрнадзор. При разработке этих заданий используется терминология. Зададимся несколькими вопросами и попробуем найти на них ответы.

Первый вопрос: каким нормативно-правовым актом утверждена эта терминология? Ответ: никаким.

Второй вопрос: откуда ФИПИ берет терминологию для заданий ЕГЭ? Рассмотрим гипотезы.

Гипотеза 1. ФИПИ берет терминологию для заданий ЕГЭ из школьных учебников.

По идее так и должно быть. Было бы крайне странно, если бы терминология заданий ЕГЭ и терминология школьных учебников не совпадали. Однако терминология школьных учебников не совпадает между собой не только у разных авторов (Боголюбов, Никитины, Кравченко и другие), но и … внутри самих учебников. Рекордсменами по терминологической вакханалии являются учебники Боголюбова. Типичный пример, в учебнике Л.Н. Боголюбова по обществознанию для 10 класса на странице 15 приведён словарь.

Для чего нужен Единый терминологический словарь ЕГЭ по обществознанию

Но авторы этого учебника НИГДЕ в этом же учебнике не соблюдают приведенное определение общества, повсюду его варьируя или полностью искажая. В этом словаре авторы привели ОДНО определение общества, тогда как в заданиях ЕГЭ используются ДРУГИЕ определения общества.

Гипотеза 2. ФИПИ берет терминологию для заданий ЕГЭ из терминологии Конституции РФ и нормативно-правовых актов, терминология которых соответствует Конституции РФ.

Но и эта гипотеза не подтверждается. Яркий следующий пример, рассмотренный мной в предыдущих публикациях:

Для чего нужен Единый терминологический словарь ЕГЭ по обществознанию

 

Из этого задания следует, что составители заданий ЕГЭ отрицают Конституцию РФ как источник терминов и выдумывают свои определения демократии и т.п.

Гипотеза 3. ФИПИ берет терминологию для заданий ЕГЭ из «пальца».

К сожалению, эта гипотеза наиболее правдоподобная. Из условий некоторых заданий ЕГЭ по обществознанию и вопросов к ним заметно, что авторы составляли их не только по наитию, но и на основе типичных диссидентских представлений о государстве, демократии и т.п.

Для чего нужен Единый терминологический словарь ЕГЭ по обществознанию:

1. Для «прозрачности» правильности заданий ЕГЭ по обществознанию. Если по сей день правильность заданий ЕГЭ по обществознанию обосновывается ссылкой на мнение неких «экспертов», то с введением Единого терминологического словаря резко уменьшится количество неправильных заданий, а вместе с этим уменьшится количество злоупотреблений должностными полномочиями экспертов и количество нарушений прав и свобод экзаменуемых.

2. Для приведения терминологии заданий ЕГЭ и учебников по обществознанию в соответствие с терминологией Конституции РФ и соответствующих ей нормативно-правовых актов.

3. Для облегчения подготовки экзаменуемых к ЕГЭ.

4. Для облегчения и «прозрачности» работы составителей КИМ для ЕГЭ, ОГЭ, ГИА и т.п.

При копировании любой части этой статьи указание автора строго обязательное:

Алексеев В.М. Для чего нужен Единый терминологический словарь по обществознанию // Яндекс.Дзен, 21.09.2020.

Картинка: mohamed_hassan / pixabay.com

Картинка: mohamed_hassan / pixabay.com