Мышление. Что такое мышление, из чего мышление состоит. Логические операции, умения и навыки. Л5/200

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.
Дата: 04.06.2022 Автор: Алексеев Владимир Михайлович Просмотров: 35 Комментариев: 0 Категория: Актив Теги: избранное, мышление, логические операции, умения, навыки

Что такое мышление?
Мышление часто толкуют как способность определять существенные признаки объектов. Такое понимание популярно среди психологов, которые забывают, что мышление – это познавательный психический процесс. А процесс, в свою очередь, - это действия.
Если говорить простыми словами, то мышление – это решение задачи в уме, про себя. Если мы говорим о человеке, то мышление – это мысленное решение задачи, потому что у людей есть мысли. Но мышление проявляют не только люди, но и другие животные, и машины. Машины могут мыслить, хотя у них нет мыслей. У машин вместо мыслей – команды.

Решение задачи требует определенных действий. Задача может быть выполнена или не выполнена.
Примеры задач:
- вынести мусор.
- выставить счет клиенту.
- построить дом,
- приготовить яичницу .
Почти любую задачу можно разбить на несколько отдельных задач, выполняемых последовательно или одновременно.
Например, задачу «Приготовить салат» можно разбить на следующие задачи:
- Купить овощи, а для этого нужно сходить за ним в продуктовый магазин либо заказать доставку.
- Помыть овощи.
- Почистить овощи.
- Нарезать овощи в салатницу.

Решение любой задачи не может обойтись без постановки вопроса – почему или зачем?
С перцем вы давно знакомы и уже давно не задаётесь вопросом о его назначении, как и многих других продуктов питания.
Представим, что вы впервые видите овощи, никогда не ели блюда из овощей .
Вы берете перец в руку и задумываетесь:
- что это,
- зачем это,
- почему оно такое?
Отвечая на эти и другие вопросы, вы пытаетесь:
- выделить перец из окружающей среды,
- отличить перец от других объектов,
- установить связи с другими объектами. В данном примере вы устанавливаете связи перца с другими овощами, ножом, салатницей, подсолнечным маслом, ложкой.

Перечисленные объекты составляют вместе предметную область задачи «Приготовить салат».
Кулинарный рецепт приготовления салата - это алгоритм решения этой задачи, говоря научным языком, это формализованное описание предметной области.

Ещё задача: заварить чай для 2 человек .
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- набрать в чайник воду в объеме 500 мл,
- закрыть крышку,
- вставить шнур,
- нажать на включение,
- проконтролировать выключение чайника,
- налить кипяток в кружку,
- положить пакетик чая.
Эти действия мы делаем в определенном порядке, именуемом алгоритмом.

Алгоритм – это команды, необходимые для решения задач .
Это не обязательно последовательность команд, команды могут выполняться одновременно.
Команда – это код информационной операции.
Код – это идентификаторы. У машин – машинный код, у людей – речь, устная или письменная.
Идентификаторы – это информационные объекты, однозначно устанавливающие связь с реальными или функциональными объектами.

Примеры информационных объектов:
- имена собственные,
- термины,
- штрих-коды, куар-коды.
Объекты бывают:
- реальные. Например, перец,
- функциональные. Например, я – муж, преподаватель, физик, юрист,
- вымышленные. Например, демократия.
О типах объектов я рассказывал во 2-й и 3-й лекциях.

Реальные объекты разделяются на:
• осязаемые, например, вещи в квартире,
• наблюдаемые невооруженным глазом, например, экспонаты в музее,
• наблюдаемые вооруженным глазом, например, атомы, молекулы, черные дыры.
Вымышленные объекты придуманы людьми, являются результатом художественного моделирования либо результатом логических ошибок, и разделяются на:
• бесхитростные, например, душа, фея, кентавр, ад, дьявол,
• хитростные, например, общество, часть света, демократия.
Функциональные объекты разделяются на:
• незатейливые, например, муж, директор, комната,
• незамысловатые, например, материк,
• замысловатые, например, государство, страна.

Информационные операции – это действия по преобразованию информации .
Машинные операции – это информационные операции, выполняемые под воздействием машинной команды.
Логические операции - это информационные операции, результатом которых является информационная модель.
Логические ошибки – это ошибки, допущенные при создании информационной модели.

Чем сложнее логические операции, тем сложнее информационная модель.
Чем разумнее логические операции, тем совершеннее информационная модель.

Как знания связаны с мышлением?
Знания относятся к типу объектов – информация. Примеры информации:
• Код (Машинный код)
• Текст
• План (действий)
• Машинная команда
• Машинный алгоритм
• Машинная программа
• Машинная инструкция
• Результаты интеллектуальной деятельности

Мышление относятся к типу объектов – действия. Примеры действий:
• Задумать, спланировать действия.
• Выбор плана (между альтернативами действий)
• Действия (осуществление задуманных действий)
• Процессы
• Операции (Логическая операция)
• Написать план
• Написать о выборе плана
• Интеллектуальная деятельность / Бездеятельность

Типичная задача, решаемая мышлением, выбрать лишний объект из предложенных.
Например, что здесь лишнее: баклажан, помидор, белая капуста, цветная капуста, гусь, огурец, кабачок, тыква, спаржа .
Если вы исключили гуся, то вы на пути создания информационной модели «Овощи». Но если вы исключили спаржу, то вы допустили логическую ошибку.

Дать определение мышления - это ещё один пример задачи.
Дать правильное определение мышления – значит, решить эту задачу.
Для этого нужно:
1) поставить задачу, сформулировать задачу, то есть с условием и вопросами,
2) представить мышление как объект, то есть идентифицировать мышление, то есть отделить его от окружающей среды и других объектов,
- понять назначение мышления, зачем оно,
- представить мышление как объект, имеющий родственников,
- определить родителя,
- определить отличие от братьев. Сначала одно отличие, затем другие отличия,
- определить новые признаки, которые появятся в его детях.

Мышление является видом познавательных психических процессов. В данном примере познавательные психические процессы – это родитель «мышления», а его братьями являются:
• Внимание
• Воображение
• Восприятие
• Ощущение
• Память
• Представление
• Рефлексия
• Речь
Обычно ощущение предшествует мышлению, а память завершает мышление. Но бывает и иной порядок. Человек как бы из памяти извлекает информацию и далее недостающую информацию ищет посредством ощущений.

Итак, привожу своё определение мышления.
Мышление - это познавательный психический процесс создания информационной модели .
Что такое информационная модель, мы разбирали в 4-й лекции. Информационная модель - это формализованное описание предметной области с целью моделирования возможных состояний её объектов.

Другими словами, мышление человека - это действия центральной нервной системы по логической обработке информации, получаемой ею из внешнего мира с помощью органов чувств.
Часто мышление называют навыком. Некоторые психологи толкуют мышление как навык обработки информации, полученной через ощущения, с целью установления связей между объектами и с целью их изменения.
Что имеют в виду, когда говорят про навык?
Логическая обработка информации – это либо умение, либо навык.
Навык отличается от умения тем, что навык – это действия, доведённые до автоматизма, выполняемые самостоятельно и в любой ситуации.
Различаются навыки:
- двигательные (моторные),
- интеллектуальные,
- перцептивные.

Навык двигательный – это автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшиеся ранее.
Навык интеллектуальный - это автоматизированные умения решать задачи.
Навык перцептивный - это автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде объектов.

Выработка навыка достигается выполнением упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). В исследованиях Петра Гальперина показано, что выработка навыка начинается с действий с объектами, например, взять рукой объект и понюхать его. Благодаря упражнениям выполнение действия совершенствуется и закрепляется. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельные действия. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков. От действий с объектами в реальном мире человек дальше переходит к действиям «про себя», «в уме», на словах, в текстах. Развивая навык, человек абстрагируется от конкретных условий действий с объектами и становится способным совершать их автоматически.
На формирование навыка влияют:
- мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление,
- для уяснения содержания операции - уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь,
- для овладения операцией - полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определённым показателям.

Знания, умения и навыки – всё вместе составляют компетенцию, которая в свою очередь тесно связана с уровнем квалификации . О компетенциях, о том, как они прописаны в профессиональных стандартах и связаны с мышлением, мы подробнее поговорим в следующих лекциях.

Умение логически мыслить проявляется у детей, у любых взрослых, у животных и даже у машин. Навык отличается от умения прежде всего самостоятельностью. Когда у вас есть умение логически мыслить, то вам требуются условия для активизации логического мышления. Если вас научили логически мыслить, решая дифференциальные уравнения, то ваша логика, как говорится, отдыхает, когда вы читаете учебник по истории. Когда вы имеете навык логического мышления, вы логически мыслите всегда и везде.
К примеру, физики умеют применять формально-логические операции среднего уровня, а в некоторых ситуациях и под чьим-то руководством – высшего уровня. Но у физиков нет навыка понятийного мышления. Поэтому ни один физик самостоятельно не увидит самые примитивные формально-логические ошибки в учебниках по истории и обществознанию для 6 класса.

Животные не умеют говорить, но связи между объектами строить способны, то есть животные умеют мыслить.
Когда говорят «искусственный интеллект», подразумевается интеллект разработчиков машин. Можно говорить про мышление машин, потому что машины решают задачи, создают тексты, то есть результаты интеллектуальной деятельности, которые соответствуют какому-то уровню мышления. Машины наследуют мышление и логические ошибки своих разработчиков.

В таблице, которую вы сейчас видите, представлены виды логических операций . Каждая логическая операция доступна человеку при определенном уровне мышления. А каждому уровню мышления в свою очередь соответствуют умения и навыки.
Различают 10 уровней мышления. 1-й уровень низший, 10-й максимальный. Человек, другое животное рождается с мышлением нулевого уровня, далее в онтогенезе последовательно развивает мышление до 1, затем 2 и так далее уровней . Сразу после рождения формируется сенсомоторное мышление, затем в дошкольные годы последовательно наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. У младшего школьника активно развивается словесно-логическое мышление начального уровня, у подростка - формально-логическое мышление начального уровня. И так далее.

Нужно учитывать, что развитие мышления у животных в онтогенезе ограничено не только отсутствием способностей к устной и письменной речи, но и их короткой продолжительностью жизни. Так, в среднем продолжительность жизни хищных млекопитающих в естественной среде обитания составляет 7 лет – возраст, в котором дети идут в школу развивать словесно-логическое мышление. На развитие каждого уровня мышления требуется от 3 до 10 лет. Чем выше уровень, тем больше требуется времени.
Мышление 1-го уровня доступно всем млекопитающим. В мышлении 1-го уровня используются относительно безошибочно логические операции: обнаружение, анализ. Логические операции более высокого уровня человек или другое животное с мышлением 1-го уровня не использует, использует редко или использует с ошибками. Это правило применимо для всех уровней мышления.
Мышлением 2-го уровня овладевают некоторые виды животных, прежде всего хищные млекопитающие, в нём используются относительно безошибочно логические операции: обнаружение, анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Особенности детского мышления изучают психологи. Недоразвитие и патологии мышления изучают психопатологи. Мышление 1-2 уровня у взрослого психопатологами квалифицируется как патология недоразвития мышления, таким взрослым ставят диагнозы олигофрения, аутизм, шизофрения и другие диагнозы.
Мышление 3 уровня: добавляется уверенное применение абстрагирования, аналогии.
Мышление 4 уровня: индукция, дедукция.
Мышление 5 уровня: сбор, описание терминов.
Мышление 6 уровня: упорядочение терминов.
Мышление 7 уровня: выбор и утверждение нормативных терминов, оптимизация.
Мышление 8 уровня: систематизация законодательства без его изменения по существу.
Мышление 9 уровня: систематизация законодательства с изменением по существу.
Мышление 10 уровня: унификация терминов, гармонизация терминов, конструирование, проектирование, экспертиза терминосистем.

Если человек в онтогенезе последовательно проходит уровни от 0 до 10, то наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление машинам недоступны, потому что у них нет органов чувств, вся информация о внешнем мире им вводится человеком. Поэтому машины начинают своё умственное развитие как бы сразу с 3 уровня и заканчивают на 5 уровне.
Мышление 3 уровня проявляют интеллектуальные системы начального класса, например, онлайн-переводчики и генераторы случайных фраз.
Мышление 4 уровня проявляют интеллектуальные системы среднего класса, например, программные агенты, например, голосовой помощник «Алиса» и более сложные интеллектуальные системы, например, компьютерные шахматные программы, например Deep Fritz.
Мышление 5 уровня проявляют интеллектуальные системы высшего класса.

Что такое критическое мышление?
Эпизодическим критическим мышлением обладают все разумные существа. Когда вы хотите кушать, вы с недоверием рассматриваете продукты питания, прежде чем откусить кусочек. Когда вы на свои деньги покупаете подержанный автомобиль, вы не верите словам продавца о том, что подержанный автомобиль «как новый».
Отличие людей с 3 уровнем мышления и 6 уровнем мышления в том, что люди с 3 уровнем мышления критическое мышление проявляются только во время потребления товаров для себя. Человека с 3 уровнем мышления не волнует, что происходит за пределами его желудка. Его критическое мышление включается только тогда, когда что-то происходит с ним лично, и только тогда он пытается строить причинно-следственные цепочки. Критическое мышление у людей с 3 уровнем мышления не работает, даже если что-то неладное происходит с их ребенком. Вы не заставите взрослого человека зубрить учебник Боголюбова. Взрослые люди будут активно возражать. Но если вы учитель обществознания, то вы легко заставите зубрить учебник Боголюбова ребенка, у которого есть и папа, и мама и которых волнует лишь съел ли их ребенок перед занятиями манную кашу.

Мышление до 3 уровня у здоровых детей развивается как бы само собой, достаточно чтобы они общались друг с другом, со взрослыми, ежедневно читали книги, которые им нравятся. Достаточно чтобы дети посещали детсад, школу, ПТУ или вуз.
Что развивает мышление выше 3 уровня?
Для развития мышления 4 и 5 уровней необходимо практиковаться решением физико-математических задач, участием в лабораторных работах и экспериментах.
Если вы внушили себе, что вы гуманитарий, которому не даются физика и математика, поздравляю, у вас 3-й уровень мышления, и вы просто не хотите развиваться дальше, придумывая отговорки. В физике и математике ничего сложного, представьте вы купили абонемент на фитнес, и упражнения каждый раз усложняются. Поменяйте инструктора и продолжайте тренироваться.
Для развития мышления 6 уровня и выше необходимо практиковаться решением управленских задач. А для этого прежде всего необходимо овладеть управленской терминологией.
Мышление от 6 уровня и выше активно развивается посредством терминологической работы .

Терминологическая работа состоит из:
- экспериментальной работы,
- присвоения имён,
- классифицирования объектов,
- работы с определениями терминов, в том числе с формулами,
- проверки определений терминов, в том числе формул на транзитивность, то есть на логическую согласованность.

В некоторых предметных областях экспериментальная работа затруднительна или невозможна.
Самостоятельно учатся терминологической работы физики, химики и некоторые другие исследователи. Пример экспериментальной работы физика: физик сталкивает тела и замеряет параметры движения.
На основе экспериментальной работы далее физик составляет определения терминов в виде математических формул.
Наконец, физик проверяет формулы на транзитивность, подставляя одну формулу в другую.
В школе и вузе не учат терминологической работе. Навыки терминологической работы, которыми обладают физики, химики и другие исследователи, узкоспециальные и не могут применяться в других предметных областях. Поэтому даже самый одаренный физик, например, разработчик водородной бомбы Андрей Сахаров, по наитию занимался гуманитарными науками, демонстрируя при этом более низкий уровень мышления, чем при занятиях физикой.

Тотальное критическое мышление начинается с 6-го уровня и проявляется в том, что вы с недоверием относитесь ко всему. Не только к утверждениям о том, что «купите этот товар, он полезный для здоровья», но и к рассуждениям про государство, общество, историю и политику. Вы не верите никому и пытаетесь сами разобраться во всём. И чем выше уровень вашего мышления, тем последовательнее и активнее ваши исследования.
Безоговорочно верить можно только членам своей семьи, потому что члены своей семьи потребляют вместе с вами одни и те же товары и не навязывают друг другу потребление того, чего они сами не потребляют, включая информацию, в том числе духовные ценности.
Почему создатели секты, прежде чем вас обобрать, пытаются вовлечь вас в секту? Потому что они тем самым пытаются создать видимость того, что все вы – члены одной семьи. Но создатели секты – не члены вашего домохозяйства. Они – продавцы товаров, включая информацию, в том числе духовные ценности. Продавцам нельзя верить. Всегда нужно проверять то, что вы потребляете, даже если вы не покупаете явно. Не существует бесплатного образования, бесплатного телевидения и так далее. Всюду за пределами вашего домохозяйства продавцы, которые с выгодой для себя что-то пытаются вам навязать.
Почему кто-то навязывает нам духовные ценности? Потому что пропагандировать духовные ценности проще всего, с этим справится начинающий рерайтер.
Для чего духовные ценности? Якобы для сплочённости людей в объединение. Какие ещё есть способы сплоченности людей и какие из них более эффективны?
Наименование объединения и другие индивидуализирующие признаки.
Почитайте определение религиозной организации в Гражданском кодекс: религиозная организация – это прежде всего юридическое лицо, существенным признаком которого является обособленное имущество, которым распоряжаются люди, действующие не от своего имени, а от имени этого юридического лица. То есть следующий после имущества существенный признак – имя.
В следующих лекциях я подробнее расскажу, почему и как уровням мышления соответствуют:
- уровни образования,
- уровни квалификации,
- уровни профессиональной карьеры,
- уровни юридической техники,
- уровни владения языком.

Комментарии
Комментарии отсутствуют