Слово, понятие, термин, объект. Отличие термина от понятия // Л06.Терминологическая грамотность

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.

Продолжаем курс лекций «Терминологическая грамотность учителей обществознания и истории».
Шестая лекция «Слово, понятие, термин, объект. Отличие термина от понятия».

Всё, что вы видите, трогаете - это объекты. Когда вы глядите в зеркало, вы видите объекты:
- зеркало,
- себя,
- одежду,
- аксессуары,
- занавеску, окно, другие объекты.

Объект – это нечто, что обособлено, было обособлено или может быть обособлено.
Обособленность – важнейший признак объекта.

Стадии обособленности мы разбирали в других роликах.
В философии часто употребляют слово «субъект». Запомните: субъект должен быть прежде всего объектом. К примеру, «Каталония» не обособлена от «Испании», поэтому она не является субъектом международного права.
Вы - человек. Вы - объект, а «человек» - это слово. Когда мы говорим или пишем слово «человек», то мы подразумеваем объект, который обозначает это слово.


Но человеком являетесь не только вы. Таких как вы - миллиарды. Все объекты, отличающиеся несущественно, называют «класс объектов». 
Когда мы говорим только о вас, как о человеке, правильнее говорить экземпляр класса объектов «человек». Но в живой речи так выражаться длинно и нудно. Поэтому живая речь неточная.
Задача учителя - выражаться правильно, но так, чтобы ваша речь была понятна и интересна обучающимся.
Не нужно слишком умничать, но и недопустимо искажать речь, вводить в заблуждение, заниматься профанацией.

Имя нарицательное – это слово или словосочетание, которое обозначает класс объектов. 


Термин – это нормализованное имя нарицательное.


Имя собственное - это слово или словосочетание, которое обозначает экземпляр класса объектов.
Например, «человек» - имя нарицательное, а Настя – имя собственное.


Нормализация терминов – это выбор наиболее подходящих имён, в том числе с целью исключения путаницы и противоречий.

Например, в словосочетании «организация обучения» слово «организация» не нормализовано и не является термином, потому что путается с термином «организация», которое обозначает двух и более людей, имеющих общую цель. Нормализовать слово «организация» - значит заменить его на более подходящее, например, на слово «обеспечение». Далее для простоты речи условимся под объектом по умолчанию подразумевать «класс объектов», то есть все или любой экземпляр объект одного класса. А когда мы будем говорить про экземпляр класса объектов, будем использовать уточняющие слова, такие как «определенный», «конкретный», «этот», «некоторые» и тому подобные либо экземпляр называть экземпляром.
В философии часто употребляют слово «понятие».

Чем понятие отличается от объекта и термина?
Понятие не является ни объектом, ни классом объектов, ни экземпляром. Понятие в отличие от термина не обозначает объект.

Понятие – это то, как некоторые люди что-то у себя в уме представляют.

Если человек, люди как объекты существуют и  обозначаются именами нарицательными, то философы придумали «общество», которое не существует, но о котором философы сотни лет пишут тысячи книг. Теория об обществе состоит из тысяч слов, и среди них почти нет терминов.
К примеру, в популярном определении общества как части мира, обособившейся от природы, ни «мир», ни «природа» не являются терминами, так как эти слова в речи философов не обозначают объекты, классы объектов, экземпляры.
В одной информационной модели (то есть в науке) каждый термин:
- не имеет «двойников» (омонимов),
- имеет одного «родителя», за исключением случая, когда он обозначает начальный класс,
- имеет как минимум одного «брата»,
- имеет как минимум одного «сына», за исключением случая, когда он обозначает конечный класс.
Каждый термин, за исключением случая, когда он обозначает начальный класс, может быть определён по стандартному шаблону через другой термин, называемый «родительским».


Работу с определениями изучим в отдельных лекциях и практикумах.
Все термины одной информационной модели (например, науки) взаимосвязаны так, что их можно объединить в одно дерево терминов.

А определено через Б,
Б определено через В,
В определено через С и так далее, рекомендуемое число уровней классификации – 10.

Например, если сладко-сливочное масло определяется через сливочное масло, то сливочное масло определяется через масло из коровьего молока, которое в свою очередь определяется через молочный продукт или молочный составной продукт на эмульсионной жировой основе.
Для сравнения, в философии, если общество определено через мир, то вы не найдете там определения мира либо это определение окажется противоречивым, из другой информационной модели.
Существенный признак понятия. В отличие от терминов, которые в одной информационной модели имеют одно значение, понятия имеют два, три, десятки, сотни значений в одной теории. В отличие от терминов, которые взаимосвязаны и употребляются  в определенном порядке, понятия беспорядочны.  В определении любого понятия допускается использование любых слов при полном отсутствии терминов.
Примеры:
1) «общество» - слово,
2) «общество с ограниченной ответственностью» - термин.
Слово «общество» не имеет:
- стандартное определение,
- «родителя», «братьев» и «детей».
Термин «общество с ограниченной ответственностью» имеет:
- стандартное определение,
- «родителя» (хозяйственное общество),
- «брата» (акционерное общество),
- «детей» (не имеет, так как обозначает конечный класс объектов).