Информационная модель: концептуальная схема, информационная база Л4/200 @Мышление 9 уровня

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.

Тема «Информационная модель: концептуальная схема, информационная база».
В предыдущих фильмах я рассказывал про базовые термины предметной области. Что такое объекты, множества, классы, типы объектов: простые, сложные, возможные, актуальные, функциональные.
Понимание, что такое объекты, множества, классы, типы объектов, необходимо для развития мышления, а также для построения информационной модели науки.

Предметная область состоит из объектов, то есть из индивидов и их атрибутов. 
Пределы конкретной предметной области ограничены одним надцарством. 
Надцарство - в систематике самый верхний уровень (ранг) группировки объектов.
Типом объектов, или просто типом, мы называем объекты, принадлежащие к одному надцарству.
Соответственно, разными типами мы называем объекты, принадлежащие к разным надцарствам.
Обратите внимание, что под разными классами объектов часто подразумевают разные типы объектов. То есть когда кто-то утверждает, что страна и государство относятся к разным классам объектов, он имеет в виду что они относятся к разным типам объектов.
К примеру, к разным надцарствам относятся лук, лук, лук и лук.

Лук метательный, лук одежды, луковица, лук порей. Это четыре разных типа лука.

Примеры надцарств можно посмотреть на сайте ОТКО2.

В терминосистеме ОТКО2 надцарствами являются:
•    Реальные индивиды
•    Реальные атрибуты
•    Функциональные индивиды
•    Функциональные атрибуты
•    Вымышленные индивиды
•    Вымышленные атрибуты
Все классы объектов, которые относятся к одному надцарству, считаются относящимися к одному типу объектов или однотипными. Например, все объекты Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), входящие в книгу С4 ОТКО2, принадлежат одному надцарству «Продукция» и являются однотипными. Точнее, должны быть однотипными, так как в ОКПД 2 имеются логические ошибки, которые мы разберем в других лекциях.
Информационная модель - это формализованное описание предметной области с целью моделирования возможных состояний её объектов.
Информационную модель часто путают с предметной областью. Одна из причины путаницы – одинаковые наименования.
Предметная область состоит из объектов.
Информационная модель состоит из информации, то есть из описания этих объектов, то есть состоит из информационных объектов, некоторым из которых поставлен в соответствие реальный объект. Информационные объекты существуют только в сознании разумных существ.
Примеры предметных областей:
•    Культура
•    Спорт
•    Финансы
•    Транспорт
•    Медицина
Такие же названия имеют науки об этих предметных областях.
Как исключить путаницу: добавляйте в название уточняющие слова, например, предметная область «Финансы», наука «Финансы».
Информационная модель состоит из:
- концептуальной схемы,
- информационной базы.
Описание предметной области начинается с построения её модели. Моделирование осуществляется в две фазы: с одной стороны, имеется предметная область, с другой стороны - информационная база и концептуальная схема.
ИСО 9007 определяет роль концептуальной схемы. Концептуальное представление концентрирует внимание на смысле информации. Концептуальная схема описывает это представление. Конструкции, используемые в концептуальной схеме и информационной базе, должны опираться на формальную логику в качестве теоретического обоснования.
Модель предметной области состоит из двух группы суждений:
- необходимые суждения,
- дополнительные суждения.
Концептуальная схема - это формализованное описание предметной области посредством необходимых суждений.
В ИСО 9007 концептуальная схема определена как согласованная совокупность предложений, выражающих необходимые суждения, которые сохраняются для предметной области.
Концептуальная схема включает только концептуальные описания объектов и их взаимосвязей в предметной области.
Концептуальная схема может быть реализована как:
- дерево родовидовых связей,
- словарь,
- тезисы.
В ИСО 9007 приводится пример необходимых суждений в виде тезисов для предметной области «Автомобиль»: 
1. Автомобиль изготавливается производителем автомобилей. 
2. Автомобиль имеет серийный номер. 
3. Автомобиль представляет собой модель автомобиля. 
4. Автомобиль получает регистрационный номер Регистрационного Органа. 
Концептуальные схемы публикуются как официальные документы.
Примеры концептуальных схем:
- пример дерева родовидовых связей - ОКПД2. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности разработан Министерством экономического развития Российской Федерации,
- пример словаря - Международная система единиц СИ,
Основные единицы СИ: длина, масса, время, сила электрического тока, термодинамическая температура, количество вещества и сила света.
Единицы измерения для них: метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, моль и кандела, соответственно.
Основные единицы СИ определяет Международное бюро мер и весов.
- примеры тезисов:
•    некоторые федеральные законы, например, Гражданский кодекс, в котором подразделы и главы имеют структуру концептуальных схем,
•    ГОСТы, которые содержат термины и определения предметной области,
•    Инструкции, которые содержат рекомендации по эксплуатации конкретного объекта.
Информационная база - это неформализованное описание предметной области посредством дополнительных суждений.
Простыми словами, информационная база - это пояснительная записка к концептуальной схеме предметной области.
Примеры информационной базы:
•    материалы судебной практики – информационная база ГК,
Если к концептуальной схеме и информационной базе добавить информационный процессор, то получится информационная система.
Информационный процессор в ответ на команду выполняет действие в концептуальной схеме и информационной базе.
Наиболее важные задачи в разработке концептуальной схемы:
- установить размеры предметной области, то есть перечислить объекты, составляющие эту предметную область,
- выбрать термины, то есть присвоить имена или установить соглашение об именовании каждого объекта,
- показать родовидовые связи между объектами,
- дать определения терминов.
Объекты предметной области, то есть индивиды, классы, атрибуты, связи идентифицируются именами. 
При именовании объектов исследователю необходимо избавиться от многозначности и двусмысленности терминов.
Для обеспечения того, что общение в конкретной области будет эффективным и трудности в понимании будут минимизированы, необходимо, чтобы различные участники использовали одни и те же понятия и концептуальные представления. Стандартизация терминов и определений является, таким образом, фундаментальной во всех работах по стандартизации. Рекомендации по выбору терминов сформулированы в ИСО 10241.
ИСО 15188 является руководством, устанавливающим этапы и процедуры выполнения проектов по стандартизации терминологии. Цель стандартизации терминологии, представляющей собой унификацию и гармонизацию понятий, систем понятий, терминов и определений, заключается в создании нормативного словаря, в котором только один термин соответствует одному понятию и только одно понятие соответствует одному термину. Это способствует уменьшению двусмысленности, вызываемой полисемией, синонимией или омонимией, и созданию условий для образования новых терминов в соответствии с принципами и методами терминологии.
Стандартизованная терминология, получаемая в результате процесса стандартизации терминологии, состоит из наборов обозначений, имеющих одно понятие и принадлежащих специальным языкам, используемых в различных областях человеческих знаний. Она улучшает обмен информацией, доступ и управление информацией.
Как видим, в точных науках большое внимание уделяется стандартизации терминологии. Термины должны соответствовать предметной области, быть точными и однозначными.
Кстати, что такое наука?
Наука – это информационная модель одной предметной области в пределах, как правило, класса, реже надкласса. Далее наука по специализации ссужается до подкласса, группы, подгруппы и так далее. 
Примеры наук:
Наука «Образование». Её предметная область в пределах класса.
Наука «Общее образование». Её предметная область в пределах подкласса.
Наука «Дошкольное образование». Её предметная область в пределах группы.
С десятой частью наук о человеке вы познакомились в школе на уроках обществознания и истории. Каждому из разделов ЕГЭ по обществознанию соответствуют науки, которые имеют коды 022 и 031 Международной стандартной классификации образования. История отдельно изучается также на уроках истории.
В МСКО-2011 науки с кодами 031 и 022 объединены в:
- гуманитарные науки,
- социальные и поведенческие науки.
Эти классы наук для краткости объединим в надкласс «Гуманитарные и общественные науки».
Исследователи признают, что терминология гуманитарных и общественных наук отличается от терминологии точных наук меньшей строгостью и большой зависимостью от идеологических акцентуаций.
Отсутствие логики гуманитарных и общественных наук подробно рассмотрим на примере диссертаций и учебников.
Подписывайтесь, ставьте лайк. От вашей активности зависит моя активность.
По ссылкам в описании к ролику записывайтесь на мои авторские курсы.

Комментарии
Комментарии отсутствуют