Уровни мышления. Чем отличается уровень мышления от IQ. Национальный уровень мышления. Л6/200
Что такое уровень мышления и что он показывает? Уровень мышления – это уровень логических операций, доступный вам всегда и везде, а не только под угрозой получить двойку от учителя или лишения премии от начальника.
А что такое мышление простыми словами? Мышление – это выявление существенных признаков объектов в уме, про себя.
Как специалисты определяют уровень мышления человека? Применяются два метода оценки уровня мышления человека.
Прямой метод. Специалисты предлагают испытуемому построить связи между терминами, дать определение термину и решить другие логические задачи с понятиями.
Косвенный метод. Специалисты изучают речь, произнесенную или написанную испытуемым, ищут в них логические ошибки.
Чем развитие мышление, тем больше человек устанавливает:
- правильных связей между объектами,
- правильных целей существования объектов.
Если вы выявили единственное существенное отличие между двумя объектами, тем самым вы нашли двух «братьев». Если единственное существенное отличие между двумя объектами вы мысленно удалите, то вы получите «родителей» этих объектов.
Выявляя признаки объектов, мысленно удаляя и прибавляя отличия между ними, вы тем самым выявляете родовидовые связи между классами объектов. Определение родовидовых связей между объектами похоже на составление генеалогического дерева . В вершине этого дерева – класс объектов, который имеет 1 существенный признак, назовём его надцарство. Внизу этого дерева на 10 уровне – класс объектов, называемый подкатегория, который накопил 10 существенных признаков, включающий существенный признак надцарства. Вышестоящий класс объектов относительно данного таксона будем называть для простоты родителями, нижестоящий – детьми, равностоящий - братьями .
Уровень мышления показывает, на какую глубину вы способны построить дерево связей термина, обозначающего объект.
Чем ниже уровень мышления, тем сильнее необходимость потрогать, пощупать, скушать, использовать другим способом изучаемые объекты. Человек с 1-м, 2-м и 3-м уровнями мышлениями (далее – человек с невысоким уровнем мышления) не способен познавать объекты, о которых он только читал или слышал.
1 уровень мышления – способность выделить термин, например, А.
2 уровень – способность связать вместе в одном предложении два термина, то есть связать А с Б.
3 уровень – способность связать в одном абзаце А с Б, а Б с В.
Однако все эти связи неустойчивые, человек не только забывает, с чем именно он связал А, но и даже не способен проверить свои записи.
На примере учебника Боголюбова видно, что человек с невысоким уровнем мышления не осознает, что он написал разные определения в одном параграфе, в соседних абзацах .
Если у вас уровень мышления 3, а с вероятностью 80% это так, потому что у 80% взрослых людей уровень мышления 3, то дерево связей любого термина, построенное вами, будет на глубину 3 уровня:
- текущий уровень – текущий термин.
- уровень выше - родители,
- уровень ещё выше – дедушки.
Например, яблоко. Вы легко сообразите, что родители яблока - фрукты, а родители фрукта, то есть дедушки яблока – это пищевой продукт.
Но если человеку с 3 уровнем мышления предложить построить дерево связей терминов, обозначающих объекты, которые он никогда не трогал, не щупал, не ел, а тысячу раз читал или слышал о них от учителей, журналистов и политиков, то он поплывёт и будет нести ахинею либо откажется от выполнения задания. Примеры таких терминов: страна, общество, государство, демократия, нация, культура, Запад, Европа.
Почти все реальные объекты - видимые объекты для всех, у кого имеются органы чувств.
Вымышленные объекты и функциональные объекты – как бы невидимые объекты. Некоторые из них человек, другое животное с невысоким уровнем мышления увидит только во включенном состоянии. Например, выключенный автомобиль для обезьян – невидимый объект, они видят лишь груду металла. Но если автомобиль завести и разогнать, то обезьяны увидят автомобиль.
Людям с невысоким уровнем мышления доступны для понимания только реальные объекты, бесхитростные вымышленные объекты и незатейливые функциональные объекты, созданные на основе реальных объектов, которые они видели, трогали, щупали, ели, употребляли другим способом.
Незамысловатые объекты, например, материк, замысловатые объекты, например, государство, страна, хитростные объекты, например, общество, часть света, демократия для людей с невысоким уровнем мышления – невидимые. Они их не видят, даже если слышат и читают про них по 100 раз на дню.
Вы когда-нибудь видели страну? Нет, максимум что вы видели, это деревню или часть города из иллюминатора самолета или с балкона многоэтажного дома. И вот что такое деревня или город вы можете вменяемо рассуждать, если наблюдали свысока сотни раз.
Вы никогда не задумывались, что никто не знает, что такое страна, государство, общество. Вот к примеру в преамбуле Конституции в одном предложении упоминаются Россия, Родина, Отечество, Российская Федерация . А что из названного обозначает нашу страну? Ни в одном законе не закреплено название нашей страны. Никто никогда не задавался вопросом, как называется наша страна. А почему? Потому что страну не съешь. А то, что вы не можете съесть, вам не интересно.
Если у вас отсутствует какая-либо реакция на рассуждения про государство, общество, историю и политику, вы без сопротивления воспринимаете всё, что вам предлагают авторы учебников, учителя, журналисты, политики, у вас 3-й уровень мышления. Ваша жизненная установка: выучить, что от вас требуют, а если есть возможность, то отлынить от какого-либо обучения. Вы живете в информационном коконе, созданном другими людьми. А эти другие люди – не только ваши хорошие соотечественники, которые хотят позаботиться о вас. Это могут быть и плохие соотечественники, и иностранные агенты, и иностранцы, которые хотят вам внушить, что вы заправщик самой огромной в мире бензоколонки. Вам уже внушили, что Россия делится на части света по суше. Единственная страна в мире. Казахстан унаследовал это деление на части света по суше от России.
В первые дни жизни человек имеет сенсомоторное мышление, затем у него появляется наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. В первые годы жизни человек достигает сначала первый, затем второй уровни мышления. Максимальный уровень мышления у человека, не умеющего читать и писать, третий, потому что без письма он не сможет развивать словесно-логическое мышление.
Психически здоровый человек, который умеет читать и писать и постоянно читает и пишет, не может иметь мышление ниже 3 уровня.
Курс родной речи развивает мышления 3 уровня. 4 уровню мышления соответствует русский язык, то есть носитель русского языка, читающий книги, написанные выдающимися носителями русского языка, развивает своё мышление до 4 уровня.
Чтение и анализ выдающихся художественных произведений, решение математических и физических задач, программирование развивает мышления 4 уровня.
Участие в лабораторных экспериментах способствует развитию мышления 5 уровня.
С 6 класса дети на уроках истории и обществознания изучают управленческие термины, что должно способствовать развитию понятийного мышления начального уровня.
Доступное для всех школьное образование было задумано так, чтобы мышление школьника последовательно развивалось от 3-го до 4-го уровня. У психически здорового человека, своевременно получающего сначала среднее образование, а затем высшее образование, должно сформироваться формально-логическое мышление, сначала начального уровня, затем среднего уровня, что соответствует 4-му и 5-му уровням мышления.
То есть в идеале к окончанию школы все дети должны иметь мышление 4 уровня, а к окончанию техникума или вуза - 5 уровня. Далее в идеале аспиранты и докторанты под руководством наставников развивают мышление до 6 и 7 уровней. Ну и наконец, практическая работа на ответственных должностях способствует развитию мышления до 8, 9, 10 уровней.
Чтобы не развиваться дальше 3 уровня мышления, нужно очень постараться навредить себе на длительном протяжении времени. Например, зубрёжками и написанием косноязычих и нелогичных текстов. С этим успешно справляются академики, доктора наук, авторы учебников по общественным наукам. Например, редактором этого учебника числится ректор престижнейшего московского вуза. А создали его как будто рерайтеры с биржи фрилансеров, использовавшие несколько онлайн-словарей и добавившие отсебятину. Попытайтесь задаться вопросом: для чего вы пытаетесь поступить в престижный вуз? Чтобы стать такими же рерайтерами, которым много платят? А вы задумывались, кто, как и почему им много платит?
Если вы не испытываете затруднений при решении физико-математических задач, испытываете любопытство к альтернативным теориям о государстве, обществе, истории и политике, то похоже у вас 4-й или 5-й уровень мышления.
Навык моделирования начинается с 4 уровня и недоступен человеку с невысоким уровнем мышления.
Человек, который много лет жил в Челябинске, может рассказывать о Екатеринбурге, как будто он жил в нём, но избегая:
- подробностей,
- открытой дискуссии с жителем Екатеринбурга.
Человек, который много лет жил в мегаполисе может рассказывать о любом мегаполисе, как будто он жил в каждом из них, человеку, который никогда не был за пределами деревни и не читал, не слышал и не видел видеоматериалы про город.
Человек, который что-то не видел, но хочет об этом рассказать, может использовать аналогичный опыт. Например, он не жил в 16 веке и видел Судебник в оригинале. Но он же может прочесть его в копии? Почему он этого не сделал?
Историк называет Русскую правду законом. Допустим, он не жил в 11 веке и не участвовал в принятии Русской правды. Но что ему мешает купить студенческий доступ к КонсультантПлюсу за 1000 рублей и ознакомиться с нормативно-правовыми актами, чтобы понять, чем законы отличаются от постановлений правительства, указов и посланий главы государства?
В данном примере - зайти в справочно-правовую систему, это экспериментальная работа.
Примерно также и относительно недорого следовало бы проверить путем экспериментов все употребления в своих же текстах важнейших терминов:
- государство,
- общество,
- власть,
- других.
Этого не будет делать технический писатель. Он не умеет.
Человек, который никогда не пёк блины, но знает сотни анекдотов про блины, также будет уклоняться от деталей, ведя семинар про приготовление блинов. Например, он скажет, берем масло. У участника его семинара - продвинутого пользователя - сразу возникнут вопросы:
- какое масло,
- куда берем?
Вариантов десятки.
Вы обратили внимание, что термином «Запад» журналисты обозначают не союз стран, а … человека, к которому они постоянно обращаются, как к богу, и молятся ему?
Среди нас есть люди с 5-м, 6-м уровнями мышления. Можно сказать, мы живём в мире, в котором все лучшие идеи придуманы людьми с мышлением 7-м, 8-м уровня.
У человека с 5 уровнем мышления активна способность унифицировать отдельные определения, но пока только на формализованном языке, то есть на математическом или языке программирования.
Лучшие учебники по физике - 5 уровень мышления. Самый крутой учебник «Теоретическая физика в 10 томах», авторы Ландау, Лифшиц.
Переходная черта между мышлениями 5 и 6 уровней – целеполагание. Ответы на «почему» и «для чего» получаются перебором имеющихся вариантов ответа, выбором одного из них как наиболее подходящего. Тем самым как бы ставится цель действий на 1 шаг вперед.
Ответ на «зачем» получается назначением неочевидных целей на несколько шагов вперед. Пример с крышечкой бутылки кефира. Для чего крышечка бутылки кефира? Берем кучу предметов и метом тыка перебираем.
Чем ниже уровень мышления, тем меньше вопросов «зачем» в рассуждениях. Определения управленческих терминов нелогичного человека не содержат цели.
Россия делится на части света . Зачем?!
Деление на части света, на азиатскую и европейскую части? Африканцев, американцев, австралийцев называют по именам массивов суши, на которых они живут. И только массив суши Евразия поделили на Европу и Азию так, потому что якобы в Европе живут европейцы, а в Азии – азиаты.
В чем смысл? Контрпример: женское общежитие, женская баня, женское отделение больницы, детский сад, детский дом, детская поликлиника. Смысл этого деления логичен. Женщинам неприятно оголяться перед мужчинами, а детей есть смысл отделить от взрослых.
В естественных науках целеполагание отсутствует. Возьмите любой учебный задачник по физике и что мы видим:
- человек кидает тело с высоты 6 метров под углом 40 градусов,
- еще примеры.
Зачем кидает? Цель этих действий?
На уроках физики, химии детей не учат целеполагать.
Аналогичная ситуация на уроках по истории.
Рюрика пригласили старейшины. Зачем? Якобы для того чтобы Рюрик обеспечил охрану (наряд). Но дальше ни в ПВЛ, ни в учебниках ни слова об охране. Тогда зачем его приглашали?
Общество в Конституции 1977, 2020 - отсутствие цели, как и в обществознании.
У человека с 6 уровнем мышления активна способность унифицировать отдельные определения на естественном (родном) языке.
Гражданский кодекс разработан людьми с мышлением 7-го уровня. То насколько крут Гражданский кодекс, убедитесь сами: откройте в любом месте и попытайтесь найти в нём логические ошибки. Открываем подраздел 2 Гражданского кодекса, пожалуйста, тут и дети, и внуки, и дедушки и прадедушки. Красивое генеалогическое дерево. Заходим в любую статью Гражданского кодекса и любуемся шикарной юридической техникой.
Вот, к примеру, определение юридического лица .
«Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Здесь:
• юридическое лицо – текущий термин,
• организация – родители,
• лица – дедушки.
И обратите внимание, насколько четко выделены признаки юридического лица, а также названы и цели юридического лица.
Наличие цели – важнейшая отличительная особенность управленческих терминов.
У человека с 8 уровнем мышления активна способность унифицировать определения в отдельном документе.
У человека с 9 уровнем мышления активна способность унифицировать определения во множестве документов.
У человека с 10 уровнем мышления активна способность унифицировать определения во всех документах .
Чем отличается уровень мышления от коэффициента интеллекта IQ?
Коэффициент интеллекта IQ показывает, какой у вас уровень мышления между 1-м и 3-м уровнями. Если вы на тестировании IQ набрали баллов меньше среднего, то у вас 1-й уровень мышления. Если вы из 10 попыток каждый раз набираете среднее количество баллов, у вас 2-й уровень мышления. А если вы к каждый раз набираете баллов больше среднего, у вас 3-й уровень мышления.
Способность к заучиванию и воспроизведению информации неважна для оценки уровня мышления. Наилучшими способностями к заучиванию и воспроизведению информации обладают машины, но эта способность не делает их умными. Поэтому неважно, отличник вы или двоечник, доктор наук или выпускник ПТУ, у вас 3-й уровень мышления.
Если вас интересует свой уровень мышления от 1 до 3, то тест IQ проходить нет никакого смысла, и так всё ясно. Если вы легко учитесь в школе, вам легко даются математика, физика, то у вас как минимум 3-й уровень мышления.
Если вам легко заучивать историю и обществознание, а математика и физика для вас – адски сложные науки, то у вас максимум 3-й уровень мышления.
Впрочем, если вам интересно, что я рассказываю, у вас не может быть уровень мышления ниже 3-го.
Фишка в том, что всего уровней мышления 10, а тесты IQ не предназначены для выявления уровней мышления выше 3.
1-й уровень низший, 10-й максимальный.
Если коэффициент интеллекта обозначается аббревиатурой IQ (intelligence quotient), то уровень мышления обозначается TL (thinking level).
Можно ли измерить национальный уровень мышления?
Да, аббревиатурой NTL (national thinking level) обозначается национальный уровень мышления, измеряемый как среднестатистический уровень мышления совершеннолетних жителей одной страны.
Русские пика NTL достигли к середине 1950-ых, пик продлился до 1960-ых.
К этому времени были осуществлены:
1) лучшие нормативно-правовые акты:
- Конституция (1936) – наверное, лучший по юридической технике основной закон за всю историю человечества на тот момент, хотя и далекий от совершенства,
- Гражданский кодекс (1964) - лучший по юридической технике нормативно-правовой акт за всю историю русских. Гражданский кодекс 1993 несущественно лучше,
2) выдающиеся научно-технические достижения:
- ядерная энергетика (ядерный реактор 1946, ядерная бомба 1949, водородная бомба 1953, первая в мире атомная электростанция 1954),
- первый в мире полет человека по околоземной орбите (1961),
3) выдающиеся художественные произведения:
- лучшая художественная литература создана до 1970-ых,
- лучшие художественные фильмы созданы до 1980-ых режиссерами, начавшими профессиональную карьеру в 40-50-ые годы,
Максимальный TL составил примерно 3,5.
Примерно с 1965 года деградация русских со скоростью 0,01 TL в год.
Основная причина: отрицательный отбор педагогических и научных работников. К нулевым годам 21 века сложилась абсурдная ситуация: все доктора наук и академики по общественным и некоторым другим наукам в своих диссертациях, монографиях, учебниках показывают уровень мышления меньше NTL, то есть меньше, чем в среднем по стране.
В чём опасность снижения национального уровня мышления?
Разница в 0,5 NTL критическая.
У взрослых обезьян средний NTL около 2 – результат, они заточены в неволи, истреблены или изгнаны в природные резервации.
У взрослых индейцев средний NTL около 2,5 – результат, они истреблены или изгнаны в резервации.
Большинство людей во всех странах имеют 2-3 уровень мышления.
Ещё 200 лет назад книги были доступны немногим людям. 90% населения никогда в жизни не держали книгу. 100 лет назад книги стали доступны всем в библиотеках. 10 лет назад почти вся информация стала доступна на смартфоне. Поисковые запросы вам подскажут источники информации, о которых вы даже не догадывались. 30 лет назад вы могли общаться только с соседом. Сейчас вы можете общаться с любым человеком.
Вопреки тому, что с доступностью информационных технологий, баз знаний, онлайн общения все люди должны умнеть каждые 10 лет на 0,1 уровня, последние лет 50 наблюдается обратная тенденция. К настоящему сложилась абсурдная ситуация: почти все кандидаты и доктора наук, академики по гуманитарным и общественным наукам имеют 3-4 уровень мышления. Как будто все эти ученые последние лет 50 просидели в каком-то подвале, полностью отключенные от внешнего мира. Проблема в том, что преимущественно только они пишут учебные программы и учебники, по которым учатся наши дети. За исключением их детей, поскольку своих детей они по возможности стараются направить в элитные школы и вузы.
Правительство заинтересовано в развитии мышления населения своей страны: чем умнее население, тем умнее члены правительства, поскольку они взаимодействуют с умными людьми. В развитии мышления русских не заинтересованы русофобы.
Рассмотрим от обратного. Допустим, главе правительства удобно, что все вокруг него технические писатели. Но тогда тексты постановлений правительства, тексты программ благоустройства страны, тексты обращений к народу будут писать технические писатели. Что мы видим: тексты федеральных законов и постановлений правительства, за редким исключением, пишут люди с достаточно высоким уровнем мышления, то есть с 5 или даже 6 уровнем. Почему? Потому что пользователями законов и постановлений являются взрослые граждане, в среднем имеющие достаточно высокий уровень мышления. К редким исключениям относятся федеральные законы о науке и образовании, потому что они написаны при участии технических писателей с учеными званиями академиков и профессоров и предназначены для понуждения детей к зубрежке учебников, которые пишут эти же академики и профессоры, а также корыстно-связанные с ними люди. Все тексты обращений высших должностных лиц к народу пишут технические писатели, это заметно по шаблонам, заимствованным из учебников по политологии. Так, в одном тексте одного политика в соседних абзацах в контексте противопоставления России фигурируют «Запад», «западные страны», «западный мир», «западные государства», «западное общество», то есть 5 разных классов объектов. Если в квартире живет один алкоголик, то квартира не становится от этого алкоголической, квартира – всего лишь стены. И семья не становится алкоголической, так как алкоголик – это один человек, вредные привычки которого не передаются воздушно-капельным путем.