Дополнительные баллы за нахождение ошибок в заданиях ОГЭ, ЕГЭ

Просмотров: 90

21 декабря 2020

Представьте, вы или ваш ребенок сдаете итоговый или вступительный экзамен, а в нём грубейшая ошибка. Или еще хуже: половина тестовых вопросов содержит противоречия, не допускающие вразумительного ответа.

Ваши действия?

Притворитесь, что ошибки нет, и напишите в ответе то, что от вас ожидает безграмотный экзаменатор? Да, вы так поступите, если вы мечтаете поступить в престижный вуз, открывающий вам карьерные просторы.

Между тем вы имеете право отвергнуть неправильные экзаменационные задания. Таким правом вы обладаете в силу ФГОСа среднего общего образования.

В частности, согласно п. 9.4 Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413, утвердившего этот документ, изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить, прежде всего:

а) сформированность … приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
б) сформированность навыков критического мышления…;
в) сформированность умений … проверки гипотез и интерпретации данных различных источников…

Возьмем, к примеру, наиболее умопомрачительное тестовое задание №27 демо-версии ЕГЭ по обществознанию.

Дополнительные баллы за нахождение ошибок в заданиях ОГЭ, ЕГЭ

В этом задании даже не ошибки, а провокационный бред, который проявляется в отрицании ценностей, закрепленных Конституцией Российской Федерации:

- наличие демократии закрепляется Конституцией Российской Федерации,
- не существует семей демократического типа,
- общество Z не может быть охарактеризовано демократическим на основе социологического опроса семей страны Z; и т.п.

Имеющий навыки критического мышления экзаменуемый должен сразу озадачиться, а в чем проявляется демократия на уровне семьи, состоящей из мужа, жены и несовершеннолетнего экзаменуемого? В том, что они каждые 4-6 лет выбирают главу семьи и органы власти? А как они обеспечивают разделение властей и отсутствие конфликта интересов, если их всего трое? А если их двое? А если их один (одна)?

Но не этот самый смешной вопрос. Вот самые очевидные факты:

- у семьи нет собственного имени. Есть ФИО у папы, мамы и сына (дочери),
- у семьи нет никаких учредительных документов, кроме разве что свидетельства о браке, в котором отсутствует упоминание сына (дочери) и в котором папа и мама фигурируют по отдельности.

Что я предлагаю?

Я предлагаю за нахождение ошибок в заданиях ОГЭ, ЕГЭ, прочих выпускных и вступительных экзаменах начислять экзаменуемому дополнительные баллы по следующим правилам:

1) 30 баллов за нахождение критически грубых ошибок, подрывающих основы объективной реальности, основы научного мировоззрения, основы конституционного строя и т.п.,

2) 20 баллов за нахождение грубых ошибок, лишающих задание смысла,

3) 15 баллов за нахождение ошибок, промежуточных между грубыми и негрубыми ошибками,

4) 10 баллов за нахождение негрубых ошибок,

5) от 5 до 9 баллов за нахождение очепяток и стилистических ошибок,

6) обучающийся имеет право не решать задание, в котором он нашел ошибку, при этом ему засчитываются максимальные баллы, который он получил бы, решая это задание,

7) баллы за нахождение ошибок удваиваются, если обучающийся верно обосновал найденные ошибки.

Предлагаю итоговую сумму баллов за экзамен записывать по следующей формуле:

А/Б/В,

где А – итоговая сумма баллов,
Б - сумма баллов за ответы,
В - сумма баллов за найденные ошибки в заданиях.

Например: 112/61/51.

Предлагаю завести федеральный реестр экзаменуемых, набравших баллы категории «В», и на его основе формировать особый кадровый резерв Российской Федерации.

 

При копировании любой части этой статьи указание автора строго обязательное:

Алексеев В.М. Дополнительные баллы за нахождение ошибок в заданиях ОГЭ, ЕГЭ // Яндекс.Дзен, 21.12.2020.

Картинка: tjevans / pixabay.com

Картинка: tjevans / pixabay com