Почему в учебниках по обществознанию синекдох больше, чем в стихотворениях

Просмотров: 100

25 октября 2019

Тропы (фигуры речи) дети изучают в 10 классе на уроках русского языка как выразительные средства языка на примере художественной литературы «выдающихся» писателей и поэтов. В том числе они «проходят» синекдохи на примере лирических выражений.

Примеры использования синекдох (и других видов тропов) в творчестве великих людей могут спровоцировать у школьников ложное представление о синекдохах как признаке не только высокого художественного стиля, но высокоразвитого интеллекта.

Почему в учебниках по обществознанию синекдох больше, чем в стихотворениях

На самом деле синекдохи (и другие видов тропов) присутствуют в речи каждого человека и чаще являются следствием неосознанного нарушения мышления, а не намеренного «художественного украшения» речи.

Многие синекдохи в повседневной речи неизбежны по причине спешки либо необходимости высказаться по поводу объектов или событий, которые говорящий знает понаслышке или о которых он имеет смутное понимание.

В стихотворениях синекдохи появляются в результате сознательного «вырезания» слов ради рифмы. В учебниках обществознания нет необходимости «вырезать» слова, коверкать порядок слов, заменять ключевые термины второстепенными синонимами. Более того: недопустимо применять тропы в текстах, предназначенных для детей 6-17 лет, так как тропы затрудняют понимание объективной реальности и превращают обучение в заучивание зашифрованных текстов.

Рассмотрим особенности синекдох в учебнике по обществознанию для 9 класса под редакцией А.И. Кравченко.

Рисунок из свободных источников

Рисунок из свободных источников

Исторически власть возникла гораздо позже силы.

Правильнее (здесь и далее – не то же самое, что правильно): «В филогенезе у человека появилась сначала сила, затем власть». Ошибка: «вырезан» человек.

Власть становится политическим институтом общества.

Правильнее: «Некоторые люди используют власть как такое-то полномочие». Ошибка: «вырезаны» люди.

Так уж устроено общество, что власть всегда находится в руках активного меньшинства.

Правильнее: «Так уж устроены люди, что власть всегда находится у некоторых из них». Ошибка: «вырезаны» люди.

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма.

Правильнее: «Правовое государство — это вид государства, население которого легализовало идеи и принципы конституционализма в Конституции». Ошибка: «вырезаны» население, государство, Конституция. Вырезая эти ключевые термины, авторы учебника создают иллюзию того, что идеи и принципы конституционализма воплощаются сами по себе, независимо от воли населяющих государство людей.

Европейское общество очень долго боролось за расширение гражданских прав, среди которых важнейшее место занимало избирательное право.

Правильнее: «Многие жители Европы очень долго боролись за расширение гражданских прав, среди которых важнейшее место занимало избирательное право». Ошибка: «Вырезав» [многих] жителей (людей), авторы учебника создают иллюзию единства помыслов людей, намекая, что существовавшее ранее неравноправие было единогласным сознательным выбором всего населения Европы.

Истинно демократическим считается только такое общество, где каждое принципиальное решение, принятое властями, проходит обязательное голосование у народа.

Правильнее: «Истинно демократическим считается только такое государство, где каждое принципиальное решение, принятое органами государственной власти, проходит обязательное голосование гражданами этого государства». Ошибки: путаница государства и общества; путаница властей и органов государственной власти; в голосовании участвует не народ, а люди.

Право - система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.

Ошибка: путаница государства и органов государственной власти.

В середине 80-х гг. XX в. наша страна начала коренные преобразования общества, призванные привести его не только к рынку, но и к демократии, где правит закон.

Правильнее: «В середине 80-х гг. XX в. в нашей стране некоторые люди начали преобразовывать законы, цель которых - рынок, демократия». Ошибка: путаница страны и некоторых людей, живущих в ней; путаница общества и законов.

Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

Ошибка: путаница народа и человека.

Хорошие манеры помогают приобрести друзей.

Ошибка: потерян человек.

Рисунок из свободных источников

Рисунок из свободных источников

Вывод: типичные особенности синекдох в учебниках по обществознанию:

  • умалчивание человека и людей,
  • приписывание действий некоторых людей всему населению страны либо обществу, народу, властям и прочим фигурам речи.

Авторы учебников предпочитают вместо человека и людей использовать различные фигуры речи. Причина? Та же, что у церковников – отрицание свободы воли у людей, пропаганда идеи «человек – ничто, общество (церковь) – всё».