Идеально правильное определение термина составляем с помощью Матрицы Алексеева. Введение. Л12/200

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.
Дата: 14.06.2022 Автор: Алексеев Владимир Михайлович Просмотров: 1413 Комментариев: 0 Категория: Актив Теги: избранное, терминология

Добро пожаловать в 22 век!
Я, Владимир Алексеев, единственный человек, умеющий составлять правильные определения любых терминов. Сегодня вы первыми узнаете про Матрицу Алексеева. В первом столбце – классы объектов от надцарства до подкатегории. В первой строке – назначение этих классов объектов, то есть их функции, для чего они. Функциями наделены функциональные объекты, которые мы и будем преимущественно классифицировать.
Как выглядит правильное определение?

Примерно так, как вы видите сейчас (см. видео).
Справа пишется определяемый термин, например, государство.
Слева от него, как правило, через дефис пишется указательное местоимение «это».
Далее пишется определяющий термин.
Далее обычно через запятую пишется один отличающий признак.
И всё.
То есть идеально правильное определение термина может состоять из 4 слов. Всё свыше – речевые издержки либо логические ошибки.
Что обозначает термин, который вы хотите определить?
Термин, который вы хотите определить, обозначает класс объектов.
Нельзя определять экземпляры классов объектов. Это логическая ошибка. Пример такой логической ошибки – определение Российской Федерации в Конституции Российской Федерации.
Экземпляры классов объектов обозначаются именами собственными, вместо определения правильнее указать к какому классу объектов принадлежит данный экземпляр.
В случае объединений людей наименование классов объект принято указывать в полном наименовании объединения людей. Например, общество с ограниченной ответственностью «Бартон». Здесь «Бартон» - имя собственное экземпляра класса объектов общество с ограниченной ответственностью. 
Что такое класс объектов, я рассказывал в первых четырех лекциях. Класс объектов обозначает множество объектов, отличающихся друг от друга несущественно. Поэтому  в определениях определяемый термин и определяющий термин правильно писать во множественном числе, за исключением случаев, когда в речи отсутствует подходящее слово или словосочетание.
Написание терминов во множественном числе исключает иллюзию единственности объекта, как в случае термина общества, который во всех учебниках пишут всегда в единственном числе, создавая иллюзию, что оно единственное. А на самом деле обществ миллионы.
Класс объектов правильно определять через класс объектов выше, приводя признак, отличающий текущий класс объектов от «братьев».
Аналогично определяется класс объектов ниже.
И класс объектов выше.
И так далее строя цепочку вы получите дерево терминов от надцарства до подкатегории. Ничего сложного, я научу.
Для чего это нужно? Это нужно для того, чтобы достичь предельной ясности.
В России 20 млн школьников и студентов ежегодно тратят сотни часов на изучение наукообразного мусора, который их принуждают зубрить под угрозой отчисления из школ и вузов. Всего миллиарды человеко-часов зря. Умножьте на стоимость часа человеческой жизни, и вы сможете оценить масштаб угрозы национальной безопасности.
Рассмотрим примеры наукообразного мусора, авторами которого числятся доктора наук.
Доктор юридических наук Авакьян в 2015 году публикует за счет гранта Российского научного фонда так называемый конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь, утверждая, что этот словарь особенно полезен для депутатов различных уровней, общественных деятелей, работников аппаратов государственных и муниципальных органов, студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и иных гуманитарных учебных заведений.
Открываем страницы 237-238 и читаем трешевое определение государства. Доктор юридических наук, ссылаясь на каких-то ученых, определяет

государство как образование, которому свойственны следующие признаки.


И вместо 1 признака, перечисляет 8 разнородных признаков.
А теперь смотрим, как доктор юридических наук определяет образование. Брр. Ну, допустим, автор подразумевает государственное образование.
Переходим в словарную статью и читаем:

«Государственное образование - понятие конституционного права, которым обозначают определенную территорию, имеющую некоторые специфические черты, ставящие ее выше обычной административно-территориальной единицы, но все-таки еще не превращающей в государство.»

Словарная статья «территориальное образование» отсутствует, но по смыслу оно вроде как класс объектов выше выше.
Если связать цепочку Авакьяна в матрицу связей, то получится нечто подобное, то есть галиматья. По мнению Авакьяна, государство относится к типу объектов – территория. При этом территория у него заявлена первым признаком государства.
А теперь посмотрим, как определено государство в учебнике по истории для 6 класса из федерального перечня учебников, авторами которых числятся несколько академиков. На учебник получены положительные заключения по результатам научной историко-культурной и общественной экспертиз. Этот учебник неоднократно переиздавался, у меня на руках издание 2021 года. Обратите, внимание – прошло 6 лет с момента публикации словаря Авакьяна.
На странице 19 читаем: 

«Государство - организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; бла-бла».

Есть хоть что-то общее с определением Авакьяна.
Ничего общего.
Улыбает «организация жизни». В учебнике Торкунова «организация жизни» обозначает класс объектов выше относительно государства.
По мнению Торкунова, в 862 году пришел Рюрик и организовал жизнь миллиона приильменских славян? А до этого славяне были мёртвые что ли?
Забавно, оборот «организация жизни» встречается в других монографиях и учебниках Авакьяна.
Что напоминает оборот «организация жизни»? Он напоминает оборот «организация здравоохранения», используемый в названиях юридических лиц, например, Всемирная организация здравоохранения.
Но в текстах докторов наук слово «организация» чаще используется в значении «подготовка деятельности», например, организация внеклассной деятельности.
Строим матрицу связей.
А теперь страница 40 этого же учебника Торкунова. На неё другое определение государства. Вообще другое.
Читаем:

«Государством называют объединение людей, которые живут на определённой территории и признают высший авторитет центральной власти.»

Обратите внимание, по мнению Торкунова. Государства – это объединение людей, которые живут на территории. А не территория, как по мнению Авакьяна.
Строим матрицу связей. Итак, на странице 19 классы объектов выше – организация жизни. А на странице 40 - объединение людей.
На что похожа эта разноголосица?
Представьте, вы спрашиваете, кто такая Марфа Ивановна. А вам Авакьян отвечает: Марфа Ивановна – это квартира. А Торкунов говорит: «Нет, Марфа Ивановна – это жилец квартиры» Потом минуту подумав, уточняет «Хотя, нет, Марфа Ивановна – это организация жизни квартиры».
Как правильно, определять термин рассмотрим на примере одежды, используя ОКПД2. Цифрами обозначается код термина.
Одежду можно кратко определить как продукцию обрабатывающих производств.
Здесь продукция обрабатывающих производств – класс объектов выше.
Который в свою очередь можно кратко определить как продукцию.
Здесь продукция – класс объектов выше выше.
И так далее.
Полностью родовидовые связи одежды можно посмотреть в ОКПД2.
На сайте ОТКО2 родовидовые связи одежды изображены графически.
Строим краткую матрицу Алексеева для одежды. В зеленых ячейках – классы объектов, которые являются соответствующими определяющими терминами для соответствующих классов объектов ниже. Справа от зеленых ячеек – определяющий термин, еще праве отличающий признак.
В других лекциях рассмотрим на гораздо более сложных примерах. Каждую неделю я постараюсь публиковать хотя бы одну матрицу связей.