Метод маленьких человечков // Л01.Управление Россией
Первая лекция курса лекций «Управление Россией». Тема «Метод маленьких человечков».
Вместо веществ (твердых, жидких и газообразных) у нас будут люди, население, народ, организации, юрлица и тому подобное.
Напомню, в последние лет 10, лет 5 точно популярна идея о том, что РФ – это юридическое лицо.
А что такое «юридическое лицо» - мало кто понимает, так как все обычные россияне учились по учебникам, в которых только слова и слова. Мне немного повезло, я слышал меньше, а видел больше.
Сегодня вводная лекция, начнём с основ, ознакомимся с минимальным набором изображений, используемых в методе маленьких человечков. Автор метода маленьких человечков – Генрих Саулович Альтшуллер. Основы этого метода были впервые опубликованы в 1956 году, то есть 67 лет назад. В 60-ые и 70-ые годы Генрих Саулович под фамилией Альтов публиковал увлекательные изобретательские задачи, которые он решал с использованием маленьких человечков. Эти публикации продолжали выходить и в те годы, когда я, ребенок обычных россиян, учился в обычной советской школе. Такие журналы бесплатно и по символической цене распространялись через библиотеки и книжные магазины. Лежали на самых виных местах. Когда мне было лет 8, меня однажды послали купить кефир в продуктовый магазин «Вечевой», а случайно забрел в соседний книжный магазин и случайно купил журнал, иллюстрированный маленькими человечками. Дома я получил леща, крики и маты от отца и похвалу от мамы. Уже лет как 30 подобное что-то найти случайно в библиотеке или книжном магазине невозможно.
Выглядят человечки примерно вот так.
Как вы думаете, что здесь изображено?
Маленькие человечки были придуманы при участии Альтшуллера не только для решения детских задач про таяние снега и застрявший во льду теплоход. 1950-ые годы в нашей стране - время первых, причём во всех областях знаний, в том числе в теории управления.
Что такое «метод маленьких человечков» как метод обучения?
Это наглядное средство.
В 1950-ые годы изобретатели разрабатывали наглядные средства для того, чтобы улучшить усвоение знаний об управлении не только техническими системами, но и людьми. В те годы предполагалось, что удельный вес расходов на наглядные средства школьного и вузовского обучения увеличится с 5% до 10, а в идеале до 100%.
Но что-то пошло не так. Время первых внезапно началось в 50-ые и внезапно закончилось в 80-ые, и в 90-ые по сей день сменилось временем последних.
В ролике про «Бесплатное образование» я рассказывал о том, что развитие мышления невозможно без демонстрации объектов. Потому что мышление состоит в том, что ребенок строит связи между объектами. А как ребенок сможет построить связи между объектами, если он никогда не видел этих объектов? Ребёнок никогда не видел ни организацию, ни юридических лиц, ни граждан, ни физлиц, он видит только отдельных человеков. В настоящее время на наглядные средства обучения выделяется менее 4%, а остальные средства - на зарплаты учителей.
10-классник после урока физики, на котором он изучал природу, приходит на урок обществознания, на котором он заучивает определение общества как части мира, отделившейся от природы.
16-летний 10-классник, учит слова. Он никогда не видел общество. Ну покажите ему, как оно выглядит с помощью наглядных средств.
На этом слайде слева то, как учат обычных россиян. А справа – как учат детей российских чиновников в Англии.
Представьте: вы на игре «Где логика?». Что изображено на рисунке справа?
Откуда я взял этот рисунок? Вы думаете я его составил, вы думаете, я умнее вас?
Этот рисунок я спёр у Альтшуллера. Не из обычного журнала, который распространяли бесплатно в СССР. А из школьной тетради мальчика, с которым я лежал в одной палате московской больницы при ЦК КПСС. В этой больнице лечились дети и внуки тех людей, дети и внуки которых сейчас учатся в Англии. Попал я в эту больницу случайно, потому что мой отец был главным механиком в обкомовсквом гараже в городе Новгороде, в котором я родился и прожил первые 40 лет; он был заядлым алкашом и охотником, ну и видимо где-то на Валдае пересекся с алкоголиками из Москвы.
Почему обычные россияне зубрят тексты, а необычные россияне учатся с помощью наглядных средств?
Ну нет, конечно, в учебниках обычных россиян тоже бывают иллюстрации, на их уроках тоже бывают наглядные средства. На каких уроках и в каких учебниках? На уроках физики, в учебниках по горному делу и тому подобном. Изображений нет в учебниках для обычных россиян по обществознанию, по менеджменту, по теории управления. А почему?
Потому что удел обычных россиян – обслуживать газовые установки. А удел необычных россиян – жить и учиться в Англии и оттуда управлять россиянами, которые обслуживают газовые установки.
Слева то, что учат обычные россияне, 10 млн каждый год, у которых 20 млн родителей.
Справа то, что важно для необычных россиян. Обратите внимание, насколько тупой текст слева и насколько грамотный текст справа, в котором чётко прописано каждое слово, важное для необычных россиян.
Эти слова:
- организация,
- обособленное имущество,
- своё имя,
- права,
- быть истцом в суде.
А теперь откройте любой учебник по обществознанию, раздел «Общество» и попробуйте найти в нём эти слова, их там нет. Потому что удел обычных россиян обслуживать газовые установки.
10 млн каждый год, у которых 20 млн родителей, каждый год зубрят тексты про общество. Как называется это общество? У него есть имущество? У него есть права. Он может быть истцом в суде? Такие вопросы обычные россияне задавать не должны.
Перед вами 6-уровневая классификация организаций, построенная мной как дерево терминов на основе ГК РФ, а также общероссийского классификатора ОК 028-2012. Честно говоря, левая часть дерева построена мной на глазок, в идеале всё должно лечь на нижний уровень.
Посмотрите на нижний уровень. Возьмем к примеру, публичное акционерное общество. В ГК РФ публичное акционерное общество определяется через акционерное общество. В свою очередь, акционерное общество определяется через уровень выше, то есть через хозяйственные общества и так далее, верхний уровень в ГК РФ – организации.
Организации в ГК РФ не определены, но так как источником ГК РФ является английское право, то ищем определение организации в любом приличном англоязычном учебнике, например, в учебнике Мескона и Альберта.
Эта 6-уровневая классификация соответствует юридической технике 6-го уровня из 10. Если схему немного подправить, особенно левую часть этого дерева, то эта классификация будет 7-го уровня, а если добавить сверху то, что можно добавить из других общероссийских классификаторов, то получится максимальная 10-уровневая классификация объединений людей.
Почему у Гражданского кодекса РФ, банковского законодательства РФ юридическая техника 6-го из 10, а юридическая техника учебников по обществознанию 3-го? 3-й уровень для письменных текстов минимальный, ниже идут тексты умственно отсталых людей.
Смотрели фильм «Люси»? Так, вот, говоря метафорически, у авторов Гражданского кодекса РФ, банковского законодательства РФ мозг развит на 60%, а у авторов по обществознанию на 10%.
На первый взгляд, объяснение простое: ГК РФ и другие НПА списаны у англосаксов, поэтому эти нормативные акты поразительно грамотные. Но что мешало списать у англосаксов учебники по обществознанию? Наверное, отсутствие у англосаксов учебников по обществознанию.
На самом деле, объяснение ещё проще. Возьмём необычного россиянина, например, губернатора или мэра, наворовавшего миллиард рублей. Что ему нужно, чтобы сохранить наворованное?
Ему нужны:
- во-первых, фирма, причём не одна, но хотя бы одна российская,
- во-вторых, расчётные счета.
То есть ему нужны нормативные акты, в которых расписан порядок создания фирмы и правила перевода и сохранения денежных средств на расчетных счетах.
В каких нормативных актах расписано, что такое фирма и что такое расчетные счета? В ГК РФ и в банковском законодательстве. Поэтому-то каждый вороватый чиновник каждый день, как библию, перечитывает каждую строчку этих нормативных актов, и поэтому эти акты доведены почти до совершенства.
А почему учебники по обществознанию дебиловатые? Потому что дети и внуки вороватых чиновников учатся в Англии, в которой нет обществознания.
Кто-то спросит, а как же остальные 139 миллионов россиян, дети которых учатся в России по дебиловатым учебникам? Да, я присоединюсь к этому вопросу: а что остальные 139 миллионов россиян, они тоже собрались свалить в Англию?
А я знаю ответ на этот вопрос. Мэр и его дети будут жить в одной стране, в Англии. А 139 миллионов россиян живут в разных странах. Родители обычных детей хотят жить в СССР, а их обычные дети останутся жить в РФ.
Эта схема, это дерево терминов устарели, в следующих лекциях мы построим другое, правильное 10-уровневое дерево объединений людей, а также другие деревья, в том числе дерево географических объектов, дерево управления.
На этом дереве терминов все термины обозначают родственные классы объектов. Простыми словами, всё, что на этой схеме, являются организациями. Классы объектов, имеющие общий узел, отличаются на 1 признак. Классы объектов наследуют все признаки выше расположенных уровней, лежащих на одной ветви, то есть узлы можно соединить одной линией, не пересекая другие ветви.
Всё разнообразие юридических лиц в ГК РФ получено комбинацией 2 признаков:
- первый признак: цель «прибыль» – да или нет.
- второй признак: может ли собственник быть менеджером – да или нет.
Но есть ещё более наглядный метод, чем таблица и дерево терминов. Всё, что я сейчас сказал, легко понять с помощью метода маленьких человечков, поймут даже младшие школьники. Впереди у нас более 100 лекций с человечками.
Что такое организация?
В учебнике Мескона и Альберта организация определена как 2 и более человек, имеющих 1 или более целей.
Обратите внимание, сейф стоит отдельно.
Отдельно.
В ихней терминологии – обособленно.
Это важно.
Как только вы поймете смысл слова «обособленно», считайте, вы поняли всё.
Союз двух людей можно изобразить двумя человечками.
Соответственно, общество с ограниченной ответственностью можно изобразить так, а религиозную организацию так. Но это не точно.
Как правильно изображать человечками виды объединений людей, мы постепенно научимся, я научу вас пошагово.
В чём ошибка определения Мескона и Альберта?
Цели характеризуются 2 параметрами:
- результативность,
- эффективность.
Цели бывают прослеживаемыми и непрослеживаемыми.
В национальных стандартах вы найдете определения прослеживаемости.
В национальном стандарте 9000-2001 прослеживаемость определена как возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается.
У преступных организаций цели не прослеживаемые.
Но бывают союзы и без целей. Виды союзов без целей:
- сход граждан или комьюнити,
- подопечные несовершеннолетние в школе-интернате,
- домохозяйства.
Так, что бы муж и жена не заявляли свой общей целью, например, рождение ребенка, покупка квартиры, разведение кошек, у них нет общей цели, потому, что бы они совместно не делали как муж и жена, не результативно или не эффективно.
На этой схеме мы видим, что все виды союзов являются двумя человечками, но на схеме не показаны различия между этими видами союзов.
По Конституции РФ, в России собственность бывает:
- личная,
- частная,
- муниципальная,
- государственная,
- иная.
Однако эта терминология советская, архаичная.
За рубежом, не считая Болгарии, используются другие термины. Вместо «личная» - «персональная», вместо «частная» - «приватная», вместо «государственная» - «публичная».
Я предлагаю использовать другие термины:
- не обособленно или закрыто,
- частично обособленно или частично открыто,
- обособленно или открыто.
То есть я предлагаю использовать ихний термин «обособлено». Вспомните определение юрлица из ГК РФ.
На этой фотографии мы видим пример неудачного использования терминологии. Так называемая «частная собственность» – это промежуточный вид собственности, между личной и публичной, то есть между закрытой и открытой собственностью.
Забор или колючая проволока не делает имущество обособленным.
Слово «личное» не удачно потому, что термин «лицо» является родовым по отношению к 1 обособленному человеку и к группам людей. Однако это слово стало настолько привычным в употреблении, что, пожалуй, пока оставим его в некоторых случаях.
Минимально можно выделить 5 наиболее существенных признаков объединений людей, вместе с 3 видами собственности они дают 15 комбинаций признаков.
То, что не обособлено, будем изображать серым цветом либо сплошной линией либо сцепками объектов.
То, что частично обособлено, будем изображать зеленым цветом либо длинными штрихами либо невнятными соприкосновениями объектов.
То, что обособлено, будем изображать красным цветом либо короткими штрихами либо обособлением объектов.
5 наиболее существенных признаков объединений людей:
- имя,
- адрес,
- другие люди,
- имущество,
- цель.
Примерно так выглядит индивидуальный предприниматель.\
А вот так – коллективное домохозяйство, одним из видов которого считается народ. Это мы выясним в следующих лекциях.
Вторая лекция будет о человеке, примерим к нему серую маску.