Дерево терминов: основные правила и типичные грубейшие ошибки построения деревьев терминов. Л13/200

Статьи о внешней и внутренней политике, истории и теории государства. Вы можете подписаться на новые публикации.

Сегодня я расскажу о 7 основных правилах и 7 типичных грубейших ошибках построения деревьев терминов.
Для чего вообще нужно дерево терминов?
Дерево терминов показывает связи между терминами, которые обозначают все родственные классы объектов.

На сайте ОТКО2.ru можно увидеть разные графические представления связей между терминами. На примере «Пальто и плащи женские из кожи» - в виде матрицы Алексеева. Розовым цветом показаны связи между прямыми родственниками, серым цветом – косвенными родственниками, то есть братья, двоюродные братья, дяди, племянники и так далее.
А также в виде дерева связей.
Вот, к примеру, часть дерева страны. Моя разработка на основе Закона 152-фз.
Из этого дерева сразу видно, что страна является географическим объектом, то есть местом, в котором что-то и кто-то находится, то есть деревья, люди, кошки, комары и так далее.
В речи малограмотных людей страна – это люди, то есть одушевленные предметы, которые находятся где-то, то есть … в стране. Страна в стране.
С помощью дерева терминов на одной странице можно показать все связи между терминами, которые школьник изучал в школе 10 лет и по окончании школы все равно ничего не понял. Он выучил сотни страниц текста, получил зачет, но ничего не понял.
Потом этот школьник 10 лет отучился в вузе, аспирантуре, стал кандидатом наук и все равно ничего не понимает. Миллионы бюджетных денег умножаем на миллионы человек.
Помимо триллионов рублей, выброшенных на ветер, мы имеем еще десятки миллионов человек, прилипших к зомбоящику, в том числе ютуб, слушающих бредни про общество, гражданское общество, демократию, запад, цивилизационный и культурный выбор и прочие фейки.
Дерево терминов способствует одним взглядом понять, что с чем связано, и это способствует формулировать идеально правильные определения терминов, а вместе с этим и идеально правильную мысль, речь.
Дерево терминов способствует сокращению времени на усвоение учебного материала в сотни раз.

Основные правила построения деревьев терминов:

1. Ответьте себе честно: чем вы занимаетесь – профанацией или исследованием?
2. Почувствуйте объекты из класса объектов «Подкатегория».
3. Все объекты одного надкласса взаимозаменяемы (эквивалентны).
4. Нельзя классифицировать экземпляры. Нельзя классифицировать по качественным характеристикам.
5. Надцарства имеют по 2 признака. Каждый класс объектов ниже имеет на 1 признак больше, чем класс объектов выше. Подкатегории имеют по 11 признаков.
6. Нельзя в названии класса объектов использовать отрицания (недемократические, недетские и т.п., правильнее - прочие).
7. Не занимайтесь задорновщиной.

Первое правило построения деревьев терминов: Ответьте себе честно: чем вы занимаетесь – профанацией или исследованием?
Перед вами шедевр профанации: первый параграф учебника по обществознанию, 10 класс, под редакцией Боголюбова. Профанатор приводит один за другим десятки толкований общества.
В конце первого параграфа приводит как бы итоговое определение общества, отличающееся от предыдущих 20 толкований.
И уже в следующем параграфе пишет другую дичь, не помня, что у него написано страницей раньше.
Интерес профанатора в килобуквах, за распространение которых он получает гонорары, зарплаты, откаты, взятки, оценки, зачеты, документы об липовом образовании.
Если вы исследователь, то ваш интерес в установлении связей между объектами. И я научу вас первым.

Второе правило построения деревьев терминов: Почувствуйте объекты из класса объектов «Подкатегория».
Как известно, познание начинается с идентификации объекта. Для этого вы должны объект потрогать, пощупать, понюхать, разглядеть. Если вы этого не сделаете, вы занимаетесь не исследованием, а профанацией. Исследовать – то есть исходить из следа. Следа объекта. Вы должны видеть, щупать, нюхать следы объекта.
Вы пишите про «Запад»? Начните с того, что вы сегодня пощупаете «Запад». Не можете пощупать «Запад» потому, что не понимаете, что это такое? Значит, это не ваше. Рассказывайте о том, что вы трогали, щупали, одевали, варили, ели. Рассказывайте, как варить борщ.

Третье правило построения деревьев терминов: Все объекты одного надкласса взаимозаменяемы (эквивалентны).
Очевидный пример: плащ женский из кожи. Как видно, из дерева терминов, про плащ женский из кожи справедливы следующие утверждения:
- это одежда,
- это одежда, кроме одежды из меха,
- это одежда из кожи,
- это одежда из натуральной или композиционной кожи,
- это одежда женская из кожи.
Эквивалентность плаща женского из кожи проявляется также в том, что вы можете заменить его на одежду мужскую из кожи, одежду детскую из кожи, одежду из других материалов.
Да, будет не очень удобно, но при необходимости, когда отсутствует выбор и есть нужда во что-то одеться, такое допустимо.
Нарушением этого правила будет включать в надкласс неэквивалентные классы объектов.

Четвертое правило построения деревьев терминов: Нельзя классифицировать экземпляры. Нельзя классифицировать по качественным характеристикам.
В дереве терминов вы связываете не экземпляры, а классы объектов. Все экземпляры одного класса объектов считаются одинаковыми. Также считаются одинаковыми экземпляры, отличающиеся по качественным характеристикам.
Пример экземпляра: Россия. Экземпляр класса объектов – страна.
Ещё пример: Азия и Европа – экземпляры класса объектов макрогеографический регион. А так как макрогеографический регион состоит из стран, то страны и макрогеографический регион также относятся к одному классу объектов. Все экземпляры этого класса одинаковы. Их размеры, месторасположение – это качественные характеристики, то есть не существенные.

Пятое правило построения деревьев терминов: Надцарства имеют по 2 признака. Каждый класс объектов ниже имеет на 1 признак больше, чем класс объектов выше. Подкатегории имеют по 11 признаков.
Построение дерева терминов нужно начинать не только с снизу, то есть с подкатегории, но и одновременно двигаться сверху, то есть с надцарства.
Прежде всего необходимо идентифицировать тип объекта. Для этого вы берете в руку любой экземпляр класса объектов и пробуете его.

Основные типы объектов:

- индивиды, или как их называют физики – тела,
- атрибуты, или как их называют физики – явления,
- реальные,
- функциональные.

И их комбинации, то есть всего 4 основных типа (то есть надцарства) объектов:

- реальные индивиды,
- реальные атрибуты,
- функциональные индивиды,
- функциональные атрибуты.

Всё функциональное имеет реальные прототипы.
И кстати еще одно правило: реальный прототип содержится только в подкатегории. Все классы объектов выше – это множества абстрактных объектов, у которых мысленно отняли 1 или больше признаков, которые и делают их ощутимыми.
А всё, что реально, имеет многочисленных родственников, в идеале сотни родственников, чётко идентифицируемых.
Если в реальном мире вы не можете найти объект, о котором читали или слышали, или хотя бы его прототип, и у этого объекта явно нет родственников, то вы имеете дело с вымышленным объектом, то есть фейком, химерой.
Возьмем к примеру, плащ женский из кожи. На уровне надцарства он имеет 2 признака:
- функциональный,
- индивид.
Эти 2 признака мы использовали в названии надцарства.
Далее сверху добавляется признак «обработанный». Далее – «одеваться» и так как далее. Все эти признаки накапливаются вплоть до конечного нижнего уровня, то есть подкатегории.

Шестое правило построения деревьев терминов: Нельзя в названии класса объектов использовать отрицания (недемократические, недетские и т.п., правильнее - прочие).
Некритичная ошибка, совершаемая нами по привычке. Главное её понимать и вовремя себя поправлять.
Какие транспортные средства являются немеханическими? Велосипеды и кареты? Нет.
Немеханические транспортные средства на данном дереве терминов – это название класса объектов, а не все объекты, которые являются немеханическими транспортными средствами. 
Когда в названии класса объектов вы используете отрицание  (немеханические, нежидкие, незимние, недемократические, недетские и так далее), вы вводите себя и других людей в заблуждение о том, какие объекты на самом деле являются иными. В случае отсутствия в языке подходящих слов, рекомендуется использовать слово «прочие».

Седьмое правило построения деревьев терминов: Не занимайтесь задорновщиной, то есть построением связей между словами на основе их этимологии, сходства в написании и прочей филологии.
Подробнее эту и другие ошибки рассмотрим дальше.

7 типичных грубейших ошибок построения деревьев терминов.

Первая ошибка: Неправильные источники терминов. 
Вторая ошибка: Попытка классифицировать объекты, которые вы никогда не видели.
Третья ошибка: Разнородность.
Четвертая ошибка: Классифицирование экземпляров. Отчуждение части от целого. Качественные характеристики и другие несущественные отличия.
Пятая ошибка: Нарушение частоты признаков.
Шестая ошибка: Неправильное отрицание.
Седьмая ошибка: Задорновщина - неправильные связи классов объектов по сходству их названий.

Рассмотрим по порядку.

Первая типичная грубейшая ошибка: Неправильные источники терминов.
При построении деревьев терминов крайне глупо и совершенно пустая трата времени пользоваться так называемой научной литературой, то есть научными статьями, диссертациями, монографиями и так далее. 100% авторов таких публикаций за единичным исключением не имеют навыков терминологической работы, а большинство из них никогда в своей жизни не занимались ничем, кроме как рерайтом, то есть переписыванием текстов. Поэтому вы не найдёте там ничего полезного, только потеряете время и силы.
К примеру, Авакьян в своей монографии «Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь» постоянно ссылается на мифических ученых. Например, утверждение «Гражданское общество - категория, достаточно давно известная гуманитарным наукам, в том числе и науке конституционного права» вовсе не означает, что в мифическом конституционном праве все авторы договорились о едином определении гражданского общества. Если вы полистаете тексты этих мифических ученых, то обнаружите, что все они постоянно путаются.
Такого определения не существует. У каждого автора вы найдете другие разные разнородные толкования, причем нередко по несколько в одной публикации.
Вот пример еще одного толкования.
И ещё, и все разные.
Какими источниками я рекомендую пользоваться?
Нормативно-правовые акты. Удобно искать в справочных правовых системах.
Например, вас интересует определение термина «информация». Ищем в СПС.
Определение термина «информация»: просматриваем законы, указы президента, акты правительства.
Смотрим в Законе 149-ФЗ.
Международные и национальные стандарты. Используем базу данных РОСТЕРМ.
Международные, национальные, отраслевые классификаторы. Выбираете на свой вкус.
Общеотраслевой классификатор ОТКО2. Это моя разработка.

Вторая ошибка: Попытка классифицировать объекты, которые вы никогда не видели.
Эта ошибка корреспондирует с нарушением правила «Почувствуйте объекты из класса объектов Подкатегория».
Когда вы пытаетесь классифицировать объекты, которые вы никогда не видели, то вы классифицируете не объекты, а слухи о них, при этом совершая кучу других ошибок: нарушение однородности, нарушение частоты признаков, а то просто впадая в задорновщину.
Яркий пример: распространение слухов о том, что Россия – не Европа. Один из авторов таких слухов – умственно отсталый Данилевский, который 150 лет написал бредятину,
которую рерайтят графоманы, пишущие от имени советников Путина.
Такой клинический бред могут распространять только люди, никогда не бывавшие ни в России, ни в Европе, то есть опять же в России, которая занимает большую часть Европы. Россия покрыта теми же природными зонами, что и Европа, то есть Россия.
Найдите реальные отличия.
Где Германия, а где Россия?
Отличия в людях?
Отличия в культуре? Вас ист дас культура? Вы видели эту вашу культуру, покажите ее?
А теперь сравниваем материальную культуру жителя Германии и России. Эта чья квартира? Вполне обычная квартира 21 века абсолютно везде на планете Земля.
Духовная культура? Вас ист дас духовная культура? Учебники Боголюбова, по которым учатся уже третье поколение россиян?

Третья типичная грубейшая ошибка: Разнородность.
Эта ошибка корреспондирует с нарушением правила «Все объекты одного надкласса взаимозаменяемы (эквивалентны)».
Яркий пример такой ошибки: задание 22 из демоверсии ЕГЭ, опубликованное на сайте ФИПИ. В нём, по мнению авторов этого задания, страна, общество, семья эквивалентны. То есть если семья демократичная, то и страна демократичная, и общество демократичная тоже.
Бред в том, что семья, состоящая только из мужа и жены, да, может быть признана демократичной в кавычкой, поскольку муж и жена – два взрослых члена домохозяйства, назначение которого потребление по месту проживания.
Но если в семье несовершеннолетние дети, то никакой демократии в кавычках там и в помине нет, так несовершеннолетние, в отличие от взрослых, недееспособные или ограничено дееспособные.
Страна – вообще неодушевленный предмет, это территория, на которой находятся семьи. Страны не бывают демократическими, это фейковая характеристика объединений людей.

Четвертая типичная грубейшая ошибка: Классифицирование экземпляров. Отчуждение части от целого. Качественные характеристики и другие несущественные отличия.
Таких ошибок полно в монографиях и учебниках по культурологии, политологии и прочих лженаук, в которых графоманы пытаются теоретизировать о месте России в мире.
Пример классифицирования экземпляров: Россия – недемократическая, Европа – демократическая.
Шедевр такой профанации: бестселлер Данилевского «Россия и Европа», цитатник эпического бреда: Россия – это не Европа. 
Допустим, Россия и Европа – экземпляры одного класса объектов. 
Здесь вопрос: какого класса объектов? Данилевский и ему подобные графоманы постоянно и смешивают, и противопоставляют страну и государство. То у них это и одно и тоже. То государство приобретает страну, как пишет Данилевский на странице 39 своего бестселлера.

И конечно мой любимый шедевр профанации: учебник Боголюбова. Определение общества как части мира, обособившейся от природы.
Графоман не понимает, что в данном случае общество и часть мира, обособившаяся от природы, как часть и другая часть принадлежат к одному классу объектов и, следовательно обладают одинаковым набором признаков. В этом же определении мы помимо ложного противопоставления части и целого видим также такие глупости, как нарушение частоты признаков (добавлены лишни признаки) и нарушение однородности (добавленные лишние признаки явно относятся к другому надклассу объектов).
Если государство – это люди, то это люди, организованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Или говорит в терминах общероссийских классификаторов и Гражданского кодекса, то это люди, организованные в юридические лица.
Заходим в Общероссийский классификатор организационно-правовых форм либо в Гражданский кодекс и видим, что речь идет о бюджетных учреждениях и казенных учреждениях.
Если, Россия и Европа – экземпляры одного класса объектов, то есть, как говорят, графоманы, являются совокупностью бюджетных учреждений и казенных учреждений, следовательно, они с определенной условностью одинаковые.
Если речь-таки о стране, то страна – это территория. И кстати, как территории Россия и Европа почти одинаковые: расположены на одной литосферной плите, одинаковые природные зоны, одинаковые березки и одинаковые люди. Это как разводить дискуссию: Маша Иванова – это не семья Ивановых, Боголюбов – это не Лазебникова. Да, Маша – это не Вася, Боголюбов – это не Лазебникова.
А если полагать, что недемократическая Россия и демократическая Европа относятся к разным надклассам, то тем более бессмысленно их сравнивать, это как сравнивать картофель и пальто.
Когда, к примеру, я говорю, что уровень мышления Боголюбова третий, я не говорю о том, что Боголюбов относится к другому виду людей, чем Сперанский. Нет, Боголюбов и Сперанский относятся к одному классу объектов. Боголюбов мог иметь и 4-й, и 5-й и даже 9-й уровень мышления, он даже как бы стремился к этому, стал академиком, то есть согласно профстандартам Боголюбов как бы прошел путь до 10 уровня. Но только на бумаге.

Пятая типичная грубейшая ошибка: Нарушение частоты признаков. В определении термина нужно указывать только один признак. 
Возьмем типичное ошибочное определение политического режима, на основании которого Россию относят к Неевропе. Система методов бла-бла. Как видим, типичное использование наукообразного слова-паразита «система», обозначающего по сути множество методов. То есть по мнению автора этого определения, классом объектов выше являются методы.
Но при этом признаков политического режима приводится семь вместо одного. Семь признаков предполагает, что у политического режима как минимум 7 предков. И где они?
Вчитайтесь в признаки. Признание народа единственным источником власти. А народ – это кто? Допустим, народ – это постоянное население страны, допустим России. Тогда вопрос, а кто его признал как единственный источник власти? Туристы? Иностранцы?
Еще один фееричный признак – разделение властей. В первом признаке власть в единственном числе, в третьем – во множественном. В чем их разница и почему власти нужно делить?
Короче, бред на бреде.
Аналогичную ошибку с кучей лишних признаков мы уже рассматривали на примере словаря Авакьяна.
Который перечислил 8 признаков государства, 7 лишних, и все неправильные.

Шестая типичная грубейшая ошибка: Неправильное отрицание.
Что является недемократическим? Вы скажете, то что изображено справа? Нет. Недемократический режим – это не только название одного класса объекта. Недемократическими объектами являются все объекты, кроме класса объектов «Демократический режим» и его прямых родственников по нисходящей линии. Ранее мы видели, что авторы таких классификаций предполагают, что политические режимы имеют 7 уровней выше. И вот все они, а также их прямые родственники, кроме класса объектов «Демократический режим» и его прямых родственников по нисходящей линии, также недемократические.
Или вот пример попроще. Что здесь Неевропа? Вы скажите, Неевропа здесь – Азия. Нет. Неевропой являются все части света в кавычках, кроме Европы. В том числе Неевропой являются США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и так далее.
Все равно ничего не поняли? Ну вот банальный пример. Что здесь не является неофисной мебелью?
Вы скажете: 31.02.11 «Мебель неофисная».
Нет, здесь всё является неофисной мебелью, кроме 31.01 «Мебель для офисов и предприятий торговли» и её прямых родственников по нисходящей линии.
Эти и другие примеры показывают, насколько противоречиво использование в названиях классов объектов отрицаний.

Седьмая ошибка: Задорновщина - неправильные связи классов объектов по сходству их названий.
Хрестоматийный пример: дерево терминов «Транспортные средства». Автора этого дерева терминов подвело то, что в названиях всех этих классов объектов имеется словосочетание «транспортные средства». Примером подобной ошибки, более очевидной для большинства людей, является связывание в одно дерево связей масла сливочного, масла машинного, масла для кожи лица на том основании, что все они называются маслами и значит, якобы относятся к одному надклассу объектов – масло. Тем более все они жидкости и имеют другие сходства.
Чтобы не допускать подобной ошибки, нужно провести мысленный эксперимент: попытаться использовать любой из этих классов объектов вместо другого. Дело в том, что все классы объектов, принадлежащие к одному надклассу объектов, являются эквивалентными друг другу и взаимозаменяемыми.
Например, легковой автомобиль вы можете прямо сейчас использовать как грузовик, правда, прослужит он недолго.
Или наоборот, грузовик вы можете прямо сейчас использовать как легковой автомобиль, хотя и шокируете кого-то.
А вот телегу прямо сейчас использовать как легковой автомобиль или как грузовик вы не можете, телега развалится, не говоря о том, что без мускульной силы лошади или человека она не сдвинется.
Также мало что общего в трубопроводах и лифтах, несмотря на их схожее название – «транспортное средство». На самом деле, легковой автомобиль, грузовой автомобиль принадлежат к одному надклассу.
А телега, трубопровод, лифт и так далее – к другим надклассам. И у них нет общего предка «транспортное средство».
И кстати. Северная Америка когда-то была заселены азиатами. Но это не помешало переселенцам из Европы заселить и благоустроить Северную Америку как территорию, эквивалентную Европе.
А вот скажем поверхность Луны не эквивалентна Европе. И вот про поверхность Луны можно сказать: Луна – не Европа.

Комментарии
Комментарии отсутствуют